Марина Литвинчук: слабее точно не будем
- 12.09.2023
- 1 329
Второй год подряд наша титулованная байдарочница Марина ЛИТВИНЧУК превращает главный старт сезона — Кубок Доброй воли, по сути, в собственный бенефис.
За пять дней на гребном канале Москва в Крылатском и затем на Москве-реке она выступила в 10 номерах программы, в шести из которых завоевала «золото» и в четырёх — «бронзу». По возвращении домой мы попросили Марину поделиться впечатлениями о гонках. И прежде всего поинтересовались, какая из регат — нынешняя или прошлогодняя, на которой она собрала коллекцию из пяти золотых и двух серебряных медалей, далась тяжелее?
Были сомнения
— Даже не знаю, обе были нелёгкие. Чуть сложнее, наверное, всё же эта оказалась, ведь я шла на три дистанции больше.
— В олимпийских видах, на которые делался акцент, вы не оставили соперницам шансов. Допускали, что на 500 м в двойке с Ольгой Худенко сможете оглушить всех своим темпом — привезёте второму месту почти 4 секунды?
— У нас не было такой цели. Мы настраивались показать максимально возможные секунды. К сожалению, погода в Москве отличалась от той, что была на чемпионате мира в Дуйсбурге, завершившемся буквально за день до этого: в Германии был попутный ветер, а у нас — встречный. Чемпионкам мира мы уступили около трёх секунд. Но ветер, повторюсь, был совершенно другой. На чемпионате мира, думаю, мы бились бы за награды. Гонкой, в принципе, довольны. Прошли её в своём режиме, всё правильно разложили.
— В победе в олимпийской одиночке затем тоже были уверены?
— Нет, в ней у меня были сомнения. Я знала, что очень сильны Ольга Худенко и Светлана Черниговская. С россиянкой в этом году наши пути-дорожки ещё не пересекались. Она шла только две дистанции, поэтому можно было ожидать чего угодно. Плюс оказалось очень сложно настроиться, ведь мы шли сразу финал. Будь предварительный раунд, примерно бы уже знали, кто чем дышит, и чувствовали бы себя спокойнее. А так было волнительно. Но я справилась с эмоциями, чему очень рада.
В этот день, кстати, с утра дул попутный ветер, мы обрадовались. Мужские байдарки-двойки по нему и пролетели. А после молодёжной одиночки ветер, как и прогнозировалось, начал крутить, и нам уже не очень повезло. Только первые метров 150 мы проехали по попутному, а оставшиеся 350 — по встречно-боковому. Поэтому и здесь не удалось выйти на секунды чемпионата мира.
— Второе место Алины Свиты здесь сюрпризом не стало?
— Нет. Она и на чемпионате страны хорошо проехала. Поэтому следовало ожидать, что и в Москве себя проявит. Алина стартовала по первой дорожке, где ветра не было, поэтому только сама с собой боролась.
Пришлось вносить коррективы
— В четвёрке у вас загребала молодая Вероника Леонюк, а что с Маргаритой Махневой случилось?
— К сожалению, Маргарита травмировала поясницу. В экипаже с Вероникой у нас было только три выхода, и мы не успели до конца скататься. В прошлом году мы с ней уже гонялись. Тогда и вместо Надежды Попок сидела Мария Коваленко. Нынче нарабатывали свой боевой вариант. Но незадолго до старта пришлось вносить коррективы. Вероника — хорошая, перспективная загребная, задаёт правильный темп. Умеет работать, что самое важное.
— В этом финале вас едва не накатили россиянки. Вмешался форс-мажор?
— К сожалению, на канале было много травы, большой куст которой мы в начале второй половины и подцепили. Мы видели, что россиянки догоняют, но понимали, что дистанция заканчивается и они не успеют это сделать. В любом случае мы бы не отдали победу. А сколько выиграли — не важно: одну тысячную или 3 секунды, криво ехал или ровно. Победителей не судят. Основную задачу мы выполнили. Это главное.
Дождь дорожку моет
— Стайерскую «пятёрку» вы впервые ехали с перебежками. Каково это — то грести, то бежать?
— Признаться, мне понравилось. Поначалу немного было не понятно, как нужно подъезжать к понтону, как лодку брать, где её ставить на воду. Но по ходу наловчилась.
— Гонка получилась очень экстремальной, в которой не повезло и нашим Ольге Худенко, Надежде Попок?
— Увы, да. Оля хотела резко съехать ко мне, а девочки не среагировали и развернули её, затолкали. Кто-то вовсе вывернулся. Что случилось у россиянки Ксении Луканцовой, почему она так сильно кричала — не знаю. Может, рыба запрыгнула в лодку. В начале дистанции, когда развернули Надежду Попок, и я не избежала ударов по лодке и веслу. Я не понимаю такого поведения, ведь все девчонки знают, что матчасть дорогая и нелегко достаётся. Благо, что до 1000-й отметки было время догнать лидеров и выйти вперёд, что и сделала.
— На первом круге вы везли на волне россиянку Елену Миронченко и нашу Алину Невмержицкую. Они не мешали?
— Абсолютно. Я шла своим темпом, наслаждаясь греблей.
— На первой перебежке и хотели от них оторваться?
— Я не прочь была и раньше это сделать, чтобы ещё комфортнее ехать. Но вообще такой задачи перед собой не ставила. Первая перебежка у меня, кстати, не очень хорошо получилась. Перед второй все 500 м продумывала нюансы, как подъехать и т.д. И там уже половчее действовала.
— Вторая стайерская гонка — на 3000 м получилась уже совсем другой…
— Да, ведь она проводилась на Москве-реке, где волна, болтанка, много плавающей травы. Соперницы были те же. Я опять же наслаждалась греблей, ехала не спеша, хотела, чтобы Алина подольше просидела у меня на волне. Но она немного неправильно разворачивалась, и я не стала её ждать. А в том, что с россиянкой на финише разберусь, не сомневалась.
— Каково это — на болтанке, да ещё в дождь грести?
— Мне нравится. Как говорил наш каноист Дмитрий Рябченко, дождь дорожку моет. Как он нам может помешать? Мы ведь в любую погоду тренируемся — и в снег, и в град.
Объезжая кусты
— А каково ехать по «стиральной доске» спринт, который опять же выиграли в одиночке?
— Это задача посложнее. Там от теплоходов шла большая волна и отбойная — от бетонной стены. Они могли сыграть злую шутку. Плюс на 200 м особенно важно правильно взять старт, а там одних волна пропускала, других — цепляла. Мне она не помешала. Я осталась довольна гонкой — и прохождением, и временем.
— Главным разочарованием стала спринтерская двойка, в которой вы с Олей ограничились лишь третьим местом?
— В том финале нам не повезло: врезались в волну от теплохода. Весь наш край секунд 5-7 ехал прямо в неё. Не скрою, расстроились. Когда в последний раз гонялись с россиянками, мы их обыграли. И на гребном канале показали хорошее время. Но это спорт. Медаль есть — и здорово.
— Перед микстовой двойкой успели с Димой Натынчиком покататься?
— Нет, только предварительный круг прошли, где показали лучшее время. На Кубке братьев Агеевых у нас с ним не всё получилось. И тогда мы этот вид не тренировали, попросили у наших друзей из России лодку и с листа выступали. На этой регате со стартовой системой возникли проблемы: её поднимали и опускали. Поэтому, начиная с лидерских 4-5 дорожек и дальше оказалось слишком много травы. Мне пришлось её даже рукой собирать. Со старта, чтобы объехать куст, не прямо поехали, а левее, но всё равно зацепили. Как уж есть. «Бронза» — тоже неплохо. Злее будем.
— Один из самых интересных видов, наверное, смешанная эстафета, в которой тоже ведь на большее рассчитывали, а не на третье место? Там первый этап не получился?
— Это каноэ. Удержать баланс на болтанке, которая тебя сносит, очень непросто. Как и наверстать упущенное, в том числе на байдарке, в таких условиях. Тем более экипажи были очень сильные. Поэтому тоже, как есть.
Надежда остаётся
— Слышала, старший тренер польской женской сборной Томаш Крык после чемпионата мира заявил, что не всех победили, имея ввиду вас и россиянок…
— Да, его девчонки в прошлом году были чемпионками мира, нынче завоевали «серебро». И он действительно в интервью отмечал, что лучше гоняться со всеми сильнейшими, чтобы в полной мере наслаждаться успехом. Он правильно говорит, что в отличие от бизнеса, которым можно заниматься и в 60-80 лет, век спортсмена короткий, поэтому ждёт нашего возвращения на мировую арену.
— У нас остаётся шанс пробиться на Игры?
— Очень надеемся на это. Если раньше было 30 стран против нашего участия, то на этом чемпионате мира, по имеющейся информации, их осталось пять. Венгерская федерация, которая будет проводить последнюю для европейцев квалификационную регату, готова нас допустить. До весны ещё есть время. Поживём — увидим. Слабее мы точно не станем — будем работать. А там — как Бог даст.
— Нынче у вас сезон ещё не завершён?
— Да, последним стартом станет Кубок Алтая, который пройдёт 15 — 17 сентября.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО