0°C
$ 3.1176€ 3.3591100RUB 3.6634
Интернет-издание «Полесье своими глазами»
Главная/Новости/Официально/Как фашисты пытались вербовать молодежь на Гомельщине в годы ВОВ

Как фашисты пытались вербовать молодежь на Гомельщине в годы ВОВ

170 просмотров
0 комментариев
Как фашисты пытались вербовать молодежь на Гомельщине в годы ВОВ

Какими способами гитлеровцы хотели влиять на детские умы и почему у них ничего не вышло, рассказал заведующий отделом археологии и охраны историко-культурного наследия музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Юрий Панков.

Покажи нам, где «свои»

Первые попытки вербовки несовершеннолетних фиксируются уже в августе 1941 года. Документально известно, что в деревне Кремное Житковичского района создавались диверсионные группы детей из семей репрессированных и антисоветчиков. Попытки обработать подростков участились в 1942-м, главной целью гитлеровцев было получение информации о партизанах и подпольщиках. Фашисты не гнушались любыми методами, в их арсенале имелись разные способы влияния на неокрепшее детское сознание. Порой самих несовершеннолетних оккупанты внедряли в партизанские отряды для выуживания полезных сведений. В качестве примера можно привести эпизод из книги Аркадия Рудака «Экзамен на зрелость», основанной на воспоминаниях автора – одного из организаторов и руководителей партизанского движения на Гомельщине. Юные брат и сестра пришли в отряд народных мстителей, но были вычислены как информаторы гитлеровцев. Такие случаи чаще всего заканчивались расстрелом, ведь командиры не могли подвергать отряд опасности. Это показывает циничность фашистских методов в борьбе против Красной армии, ведь детей использовали как расходный материал.

Скажи «Хайль Гитлер»

Важным этапом воспитания юных предателей на оккупированных территориях Беларуси была идеологическая обработка. Немцы пытались вложить в подрастающее поколение «светлый» образ фюрера, рассказывали о прелестях жизни в Германии и скором поражении Советского Союза. По отношению к несговорчивым в ход шли угрозы, шантаж. Детей хотели подготовить так, чтобы они безропотно выполняли приказы, в том числе по истреблению мирного населения. Для полного контроля над молодежью гитлеровцы создавали детские дома в крупных городах Беларуси, такой был и в Гомеле. Оккупанты видели угрозу в ребятах, которые следили за происходящим на улицах города и сообщали обо всем подпольщикам. Помимо детдомов, немцы открывали школы, где внимание уделялось в первую очередь идеологической обработке.

– Мне доводилось общаться с живым свидетелем оккупации Гомеля, и пару раз он посещал такую школу. Рассказывал, что однажды в заведение пришла немецкая комиссия и всех детей заставили встать, вскинуть руку вверх и сказать «Хайль Гитлер». После этого он решил больше там не появляться, – поделился Юрий Панков.

Немцы старались переформатировать молодежь, чтобы в будущем использовать в своих гнусных целях. Кого-то увозили в новые семьи в Германию, где запрещали говорить на родном языке и воспитывали согласно гитлеровской идеологии. Детский труд фашисты также активно использовали в производстве. Если в первые годы войны на работы в Германию отправляли взрослых, то с начала 1942-го – забирали и несовершеннолетних. В списках немецкого химического завода «Лойна-Верке» в 1944 году чернорабочим числилась четырехлетняя Лиза из Лоевского района.

Один из пунктов вербовки и идеологической обработки располагался в деревне Скобровка Пуховичского района Минской области. Туда в 1944-м попадала часть детей, отобранных в пересыльных лагерях, таких как в Красном Береге Жлобинского района. Фашисты хотели подготовить в том числе юных диверсантов, однако их планы не увенчались успехом из-за скорого наступления Красной армии во время операции «Багратион». Чего смогли добиться гитлеровцы – так это заставить детей отравить колодцы при отступлении.

В работу с молодежью включались и коллаборационистские организации. Упомянутый ранее лагерь в Скобровке находился под контролем «Союза борьбы против большевизма». Это подтверждают документы и фотографии. Также известны снимки, свидетельствующие об активной работе с молодежью членов Русской освободительной армии в Мозыре.

– В Скобровке с воспитанниками работали по аналогии с гитлерюгендом, в наше время можно провести параллели с влиянием на молодежь в 2020 году. Тогда подростки поддались на провокационные лозунги и начали совершать экстремистские действия под теми же символами, – считает прокурор Гомельского района Александр Шинкарев. – Спустя 80 лет применяются те же методы воздействия: подкуп, шантаж, угрозы, сладкие речи. Изменились только формы подачи информации, в основном при помощи интернета. Дети зачастую не до конца осознают последствия своих действий, что может заканчиваться очень печально.


Завербованные «Союзом борьбы против большевизма» подростки стерегут детей в деревне Скобровка

Крах коварных замыслов

Юрий Панков отметил, что результат от попыток вербовки несовершеннолетних в наших краях оказался слабым по ряду причин. Промывкой мозгов молодежи в оккупированном Гомеле занимался так называемый отдел просвещения при городском управлении. При изучении документов стало известно: на самом деле эта ячейка тайно контролировалась советскими подпольщиками. Наши патриотические организации знали обо всех планах фашистов и отправляли в школы и детские дома своих людей. Известно, что в гомельском детдоме работал врач по фамилии Колошин, его подпольщики ранее вывели из лагеря военнопленных. Он всячески спасал подростков: ставил диагнозы, по которым нельзя было работать в Германии, менял фамилии еврейским детям, которым грозила смерть. Что касается коллаборационистских формирований, плотную работу с молодежью гитлеровцы начали только в 1944 году. Осознавая грядущий крах, пытались использовать детей в собственных целях от безысходности, однако коварные планы были перемолоты освобождением Гомельщины.

На слабую вовлеченность в ряды юных предателей на нашей территории также повлияли мощные патриотические настроения среди молодежи. Зачастую даже самые маленькие понимали, что такое Родина и почему ее нужно беречь и защищать. Неслучайно полицейское движение, заметил Александр Шинкарев, было нехарактерным явлением для Беларуси: всего на Гомельщине осуждено около 5700 преступников за пособничество немцам. Небольшая цифра в сравнении с другими областями и городами Прибалтики и Украины, где формировались обширные батальоны предателей.

В этом и проявляются ужасы той смертоносной войны, когда детям порой приходилось стоять перед выбором: измена Родине, пособничество врагу или смерть. В теме участия несовершеннолетних в подпольном или коллаборационистском движении во время оккупации Гомельщины до сих пор остается множество белых пятен, но с каждым годом появляется все больше ценной информации. Во многом это заслуга расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, благодаря которому появилась уникальная возможность изучения ранее недоступных архивов и документов, открываются новые сведения о злодеяниях фашистов и предателей. А в прошлом году по инициативе прокуратуры области, управления КГБ по Гомельской области, дворцово-паркового ансамбля и областного музея военной славы организована фотодокументальная выставка «Коллаборанты. Преступление и наказание», где показывается деятельность изменников на Гомельщине. Это подтверждает, что никто не забыт и ничто не забыто: ни защитники Родины, даже самые маленькие, ни зверские преступления и предательства. Имена юных подпольщиков с каждым годом должны звучать громче, а память о них вечно жить в сердцах нынешнего поколения – внуков и правнуков партизан, потомков бессмертных Героев и Великой Победы.

Фото из открытых интернет-источников




Добавить комментарий
0°C
$ 3.1176€ 3.3591100RUB 3.6634
Интернет-издание «Полесье своими глазами»
Регистрация