Хозяин «дома на колесах». Каково быть проводником международного поезда, рассказал мозырянин

Новости/Мнения

Обледеневший вагон, 500 комплектов спального белья, пьяницы-пассажиры и «прием душа» в туалете. Впечатлениями о своей профессии с «ПСГ» поделился проводник пассажирских вагонов Александр Гурин, работающий на международных рейсах.


 
На смену – за сутки до отправления

Мозырянин Александр Гурин пришел на железную дорогу 15 лет назад – не заладилось с работой в мебельном магазине. От биржи труда отправили на курсы проводников пассажирских вагонов, и спустя 3 месяца он приступил к рабочим обязанностям на Гомельском вагонном участке. Дальше он перешел в Минский вагонный участок – здесь уже немного другая специфика: рейсы дальше, времени в пути больше. 

- Вот есть дом на колесах – и вы за него полностью отвечаете, вплоть до винтика, - делится Александр Александрович. – Естественно, отвечаете и за пассажиров: если что-то случится, может быть виноват проводник. Не обязательно ехать целым составом: вам дают прицепной вагон, и вы уехали в Новосибирск вместе с напарником!

Проводник заступает на смену за сутки до отправления поезда. Начинается планерка: начальник поезда ставит проводников на вагоны. Дальше проводники отправляются по рабочим местам – получать белье, чайную продукцию, а в некоторых случаях надо еще сдать грязное белье за прибывшую смену. Затем убрать вагон: это рутина. Начальник поезда проходит по вагонам, проверяет, все ли готово к приему пассажиров. Дальше локомотив вытягивает состав на вокзал. За полчаса до отправления проводники становятся у дверей вагонов и принимают своих пассажиров. В путь! 



- Собираем билеты, заполняем документацию. Продаем белье, чай. Едем. Если честно, романтики никакой… Но побывал я практически во всем бывшем Советском Союзе. Минский вагонный участок в основном обслуживает международные рейсы, а Гомельский работает по месту. Сейчас в связи с пандемией мы большую часть времени «на простое», получаем меньшую зарплату, но сидим дома. Очень редко могут вызвать в рейс, и то по месту. Вот недавно был на 10-дневной смене: возили солдат, объехали всю Беларусь – от Гудогая до Житковичей. 
 
500 кг белья

- Я так давно работаю, что ко всему привык. Хотя работа физически тяжелая. В мешок помещается 10 комплектов белья, а когда едешь в Новосибирск, тебе дают 50 таких мешков. Женщинам тяжело: багаж хоть и подвозят к вагону, но когда пассажир сдает белье, его надо правильно запаковать. Это тяжелый труд. Ну и зима. Для железнодорожника зима – дикий ужас, особенно если едешь на север: вагон обледеневает, и ты на каждой станции должен выйти с пикой и скребком, отбить от сосулек, наледи полностью весь вагон, включая ходовую часть, все рычаги. Ну и матрацы – в плацкартном вагоне их 54. Все нужно закрутить и закинуть на третью полку. 

Что касается пьяных и дембелей, с ними я, как правило, умею наладить общение так, чтобы они вели себя прилично. Когда я только начинал работать, творилась дичь: били лица и окна, курили прямо в плацкарте, плевали. Сейчас люди стали более культурными. Дембеля сегодня едут только под присмотром комендатуры – такого беспредела, как раньше, нет. А вообще начальник поезда имеет право высадить дебошира на любой станции. 
 
Зарплата «с плюшками»

- Сумму зарплаты назвать не могу, но она приличная. В большей степени она складывается не из оклада, а из различных «плюшек». В целом все зависит от стажа, но даже молодежь 18-20 лет, только из колледжа, зарабатывают прилично. Правда, поработав несколько рейсов, столкнувшись с трудностями, девочки говорят, что лучше пойдут в магазин на кассу работать – я всегда злюсь, когда это слышу (смеется)

У меня стандартный рабочий график – неделя через неделю. Самый протяженный маршрут, на котором я работаю, до Новосибирска: в четверг отправляешься, в следующий четверг возвращаешься. Соответственно, от четверга до четверга – выходные. Сейчас я езжу в Адлер, рейс длится 6 дней, и 6 дней я нахожусь дома. Можно 3 дня ехать, соответственно, 3 дня дома. В праздники графики сбиваются, за это доплачивают. 



Раньше в Архангельск ездили – отправление назад только через полтора суток. Можно город рассмотреть вдоль и поперек. Так и в Новосибирске долго стоим. А летом – Адлер, Анапа, Сочи… Нет, купаться на смене нельзя, инструкция запрещает: а вдруг утонешь? Но моря видим – и северные, и южные. 
 
Осторожно, поезд отправляется!

- У проводников стандартный курьез – опоздать на свой же рейс и догонять на такси. Но сейчас такое большая редкость, люди дисциплинированные. А вот с пассажирами курьезов куча. Вот был случай, когда еще в Гомеле работал. Я работал в сидячем вагоне поезда «Гомель-Калинковичи-Минск». На Светлогорске выходит очень много людей. Выпустили пассажиров, немного постояли и поехали. Я прошел по вагону, вижу – рюкзак стоит. Другие пассажиры пояснили, что владелец рюкзака вышел в Светлогорске. Позвал начальника поезда – открываем, а оттуда провод торчит. В Калинковичах вызвали милицию. В общем, в рюкзаке оказались электроинструменты. Нашелся и паспорт, причем хозяин из Речицы. Ну, раз все в порядке, повезли рюкзак до Речицы. Только к вокзалу подъехали – хозяин аж висел у меня на ступеньках вагона. Оказывается, в Светлогорске он решил по-быстрому сходить в буфет на вокзале за пивом, и не успел обратно. Пиво ему обошлось в 70 долларов: из Светлогорска до Речицы ехал на такси. 

Проспать свою остановку сейчас почти нереально: если проводник не разбудил, на нем и ответственность. Вплоть до того, что на обратную дорогу такси оплатит. Потому что иначе штрафы, лишение премии… Хотя сейчас у нас есть специальные гаджеты, которые контролируют этот вопрос. Допустим, подъезжаем мы к станции, и у меня уже устройство пикает, кому из пассажиров на выход.
 
Кобзон подарил конфеты

- Однажды вез Иосифа Кобзона. Правда, вместо него должен был вести Ани Лорак из Москвы... Это было накануне 3 июля. А у нас «Москва-Гомель», фирменный. Говорю сменщице: «Анечка, как сядет Ани Лорак, скажи мне». Хотел подойти, автограф попросить. Едем-едем… не помню, какая станция, наверное, Вязьма. Спрашиваю у сменщицы, села ли Ани Лорак – та говорит: «Нет. Кобзон сел». Я не поверил. Утром прошел по вагону – вижу, действительно Кобзон. Попросил с ним сфотографироваться. Тот отказался, но говорит: «Вы такой молодой, - польстил мне, - но интересуетесь моим творчеством», и подарил коробку конфет, а на ней расписался. Коробка нетронутая до сих пор дома лежит. Приятный человек оказался! У него обалденный парфюм был – еще сутки в купе стоял его запах.

Группа «Тяни-Толкай» ездила, правда, давно уже. Они здоровенный микшерный пульт затаскивали в вагон – мы всей бригадой помогали. 

А недавно актер Никита Тезин, который играл в сериале «Кремлевские курсанты», ехал в Новосибирск. Но ехал почему-то с женой в плацкарте. Они завесились простыней. Сфотографировался с ним, когда сам на отдыхе был, и снова его в поездке встретил. 


 
Всё было не зря

- Для меня работа – это призвание. Может, не поверите, но каждый рейс – как праздник. Единственное, что не нравится – ездить из Минска в Мозырь. Эти 300 километров до дома я не люблю, хотя спокойно провожу 7 рабочих суток в пути. 

Я не один такой. Среди моих гомельских коллег есть те, кто пришел однажды в 18 лет, а вот сейчас на пенсию уходит. И у них одна запись в трудовой: проводник пассажирских вагонов. 

А еще хочу сказать, что в работе мне очень помогает поддержка жены. Она – мой тыл, а это очень многое значит. 
 
Блиц-опрос

- Чем проводники заняты в своем купе?
- В основном – спим! Есть три варианта поездки: один проводник на вагон, двое на вагон и трое на два вагона. Когда едешь «на тройку», то твой отдых – это только сон, никак иначе.


- Если попросить проводника сделать теплее в вагоне, он сделает?
- Он сошлется на обязательный температурный режим – 20 градусов тепла плюс-минус два. Если 19 градусов тепла в вагоне – это нормально. 
За температуру в вагоне в большинстве случаев отвечает проводник. Есть водяной котел, который отапливает вагон. На некоторых участках, например, транссибе, едем на электроотоплении, вагоны отапливаются от электровоза. Но такое – редкость.

- А если летом на улице +33, что делать?
- Летом сделать прохладнее можно только в вагонах, где есть кондиционеры – к сожалению.

- Если покурить в тамбуре, накажут?
- Да, выпишут штраф. Если пассажир будет замечен с сигаретой, проводник позовет начальника поезда. У начальника есть видеорегистратор, так что не отвертишься. 

- Может ли проводник высадить пассажира, и почему?
- Проводник – нет. Однако могут начальник поезда или милиция. Показания: болезнь (соответственно, вызывается врач), состояние алкогольного опьянения, грязная дурнопахнущая одежда. Такие случаи время от времени бывают. В любом случае, пассажиру надо ехать: требуем привести себя в порядок и не шуметь. Стараемся войти в положение: человеку ехать-то надо... У меня был такой единственный случай – в России, когда очень пьяного пассажира полиция вынесла из вагона. 

- Если несколько дней в пути, как мыться в поезде?
- В новейших вагонах есть душевые кабинки. В Беларуси несколько таких вагонов – используются на международных рейсах. А так в основном моемся в туалетах, набирая ведро воды. В полу специальная дырка для этого – все стекает вниз. 

- Что делать тем, кто боится упасть с верхней полки? 
- Сейчас практически во всех вагонах на верхних полках есть специальное ребро. Проводник должен пройти и поднять его у каждого пассажира. 
 
Записала Елена Мельченко. 
Фото автора и из личного архива героя материала. 
Полная версия