«В дипломе будет написано: «Модель 4 разряда». Мозырянин - о работе в Национальной школе красоты

Новости/Мнения

Мозырянин, который учится и работает в Национальной школе красоты – о том, как юноши попадают в модельный бизнес, можно ли на этом заработать в Беларуси и так ли легко ходить по подиуму
 
Ване Ермолину 20 лет, он студент 3 курса Белорусской государственной академии искусств, будущий кинооператор. Фотографирует. Выпускник средней школы №1 г. Мозыря. С недавних пор в его жизни появилась еще одна школа – Национальная школа красоты. О том, что примерно из себя представляет белорусский модельный бизнес, о переполохе за кулисами модного показа, о непредсказуемых дизайнерах одежды и строгих педагогах дефиле – в нашем интервью. 


 
- Твоя профессия называется «манекенщик»? Или как правильно?
- Нет, манекенщик – как-то грубо звучит. Мы не только примеряем одежду, мы рекламируем ее. Когда одежду надевают на манекен, она выглядит искусственно. Совсем другое дело – живой человек. На человеке, у которого есть какой-то образ, характер, одежда выглядит так, как должна. А манекен – кусок пластика.


- То есть, должность твоя звучит как «модель»?
- Да. Вот уже 3 месяца курса профессиональной подготовки позади, через месяц у меня будет выпускной. И в дипломе будет написано «Модель 4 разряда». Не знаю, зачем разряд, но он есть… (смеется).
Мы работаем сжато: в некоторых агентствах   эта подготовка затягивается на полгода, а то и на год. Мы занимались 4 раза в неделю по 3 часа: с понедельника по четверг. Сейчас занимаемся 3 раза в неделю по 3 часа. Все максимально быстро и компактно. График построен так, чтобы уроки было удобно посещать: среди учеников курса есть школьники, а есть магистранты и аспиранты вузов, работающие специалисты по 22-24 года. Я из средней возрастной категории – 15-20 лет. 


- А как ты попал в Национальную школу красоты?
- У меня есть друзья, которые работают в модельном бизнесе еще со школы. Они предлагали попробовать. Я отправлял свои фото в агентства, указывал параметры – рост, вес и так далее. В агентствах интересовались тем, где я проходил какое-либо обучение. Отвечал, как есть: нигде не учился, но умею фотографировать и фотографироваться. Мне отвечали, что нужен платный курс подготовки. Оплатить условных 1000 рублей за курс я тогда не мог. Кстати, из Мозыря звонили: предлагали бесплатное обучение, но так как я в Мозыре сейчас бываю достаточно редко, вариант отпал. 
А в Национальную школу красоты на каждый курс выделяли примерно 25 бюджетных мест. В инстаграме увидел рекламу и отправил свою заявку. Я понимал, что это хороший шанс. Но логично: ничего полностью бесплатного в учебе не бывает: по завершению обучения мне нужно будет подписать годовой контракт с Национальной школой красоты и проработать с их агентством год. Есть ребята, которые сами платят за свое обучение: после окончания учебы им могут и не предложить контракт – они отучились и ушли. Но если предложат, они имеют право отказаться. А мы, 25 человек, должны год числиться и работать от имени агентства НШК, а дальше или расторгать контракт и искать новое агентство, или продолжать работать. 


- Уехать в Китай, как многие модели?
- Так как Национальная школа красоты – государственное учреждение, она может себе позволить набирать целые группы учеников-бюджетников. Если частное агентство предложило индивидуально тебе бесплатное обучение, значит, оно надеется получить с тебя доход в дальнейшем – иначе не бывает. Через агентство можно уехать в Азию на работу – в Китай, Корею, Японию – а проценты от твоего заработка будут начисляться агентству, с которым у тебя контракт, даже если это белорусское агентство.
Многие думают, что если ты, модель, улетаешь работать в другую страну, то это свобода. На самом деле все не так: поехать погулять, конечно, можно. Но если ты где-то накосячишь (устроишь дебош в клубе, например) – информация об этом сразу идет  в агентство, а дальше уже и в последующие инстанции. 


- Через какие критерии выбора пришлось пройти, чтобы тебя зачислили на обучение?
- В моделинге, в частности, мужском, есть типажи. Например, подходящие для фэшн-сьемки: реклама брендов, каких-то молодежных вещей. Маскулинные типажи (это обычно такие бородатые мужики) берут для демонстрации, рекламы костюмов, смокингов, статусных вещей. 
Внешность тоже играет важную роль. Ценится, когда у модели есть какая-то особенность внешности: густые брови, щель между зубов – нечто особенное, изюминка.
Рост, как не удивительно, определяющей роли не играет. Модельный рост у парней – 185-194 см, но у нас есть парни и 180 см, а есть парень с 198 см. В плане параметров у меня золотая середина: рост 191 см, подхожу по телосложению и лицу. 
На кастинге, который я проходил, было три этапа: замер роста, регистрация, а затем дают табличку с твоим номером, именем-фамилией, возрастом. Тебе нужно пройтись по подиуму. Сидит отборочная комиссия. Я прошелся, затем мы пообщались: они спросили, где я учусь. То, что я учусь в академии искусств на кинооператора, кручусь в творческой сфере и понимаю, что такое видео и фотография, стало моим плюсом. Я видел, что кому-то из ребят, проходящих кастинг, дают дополнительные листы, а кому-то нет. Когда я закончил общаться, девушка-ассистент дала мне такой же лист. Это оказалась анкета: цвет глаз, волос, объем талии, бедер, груди, плеч, размер одежды и обуви и все такое. Тогда я понял, что меня берут. 
Требования по росту нужны затем, чтобы подготовить универсальную модель для работы и на подиуме и на фото. Но если у паренька рост 180 см, он в основном будет работать на фото: баннеры, реклама одежды. На подиум зачастую берут тех, кто выше ростом, но всегда есть и исключения.




- Как проходит обучение? Что сложного в том, чтобы просто ходить?
- На самом деле сложность есть. Когда смотришь показы, складывается впечатление, что модели спокойны и расслаблены, но это не так. Тело максимально напряжено. У нас на обучении есть фотопластика, дефиле, этикет, психология, культура правильного питания, парикмахерское искусство – много предметов, которые учат уходу за собой и манере себя подать. Очень полезно: можно применять эти уроки в жизни. Есть предмет «Основы стиля»: учат, как правильно одеваться. Также преподают хореографию: нас учат танцевать, чтобы были пластичней. 
Основа основ – это дефиле. В школе есть подиум, на нем и учимся ходить. У нас очень крутой преподаватель, она гимнастка, но также является действующей моделью. Мы всей группой восхищаемся как она ходит, нам показывают, как правильно держать осанку, как правильно ставить ноги и многое другое. Идя по подиуму, надо думать за ногами: как ставить пятку, смотреть, куда руки уходят. Поглядывать по сторонам не разрешается. Ты должен смотреть в воображаемую камеру и идти прямо. 
Есть еще точки – остановки. Твоя цель – показать одежду, и чтобы зритель ее хорошо рассмотрел, тебе нужно продемонстрировать с разных ракурсов, повертеться. Когда идешь один и сам отвечаешь за свои действия – это проще. Но есть показы парные, групповые. У меня был групповой показ из 12 человек. Репетировали днями, чтобы отточить дефиле: нужно идти синхронно. Идешь на мысленный счет: один-два-три-четыре-точка. Но каждый считает с разной скоростью, а надо вместе. Если показ одиночный, достаточно выучить расположение точек, если они есть. Бывает, просто пройтись и все.




- Может ли модель на подиуме отмочить что-то смешное? Вспомнила парня на подиуме в костюме морячка, который свирепо смотрел на зрителей. 
- Да, но на самом деле он делал это не по своей воле, а по воле дизайнера. А дизайнер может делать все, что угодно: может сказать модели идти босиком или в лаптях, потому что это образ. Одежда – это обертка, но человек должен харизмой, своими действиями подчеркивать образ, даже если со стороны это выглядит нелепо. Бывают, конечно, внештатные ситуации, форс-мажоры: споткнулся, упал. Ничего страшного, все мы люди. Спокойно встал и пошел дальше. 


- Надел бы что-нибудь странное, или голым бы вышел? 
- Совсем голым – нет. Все должно быть в пределах разумного. Тем более, это будет показ не одежды, а меня: тогда какой в нем смысл? Что по поводу странных вещей – на каждый товар найдется свой покупатель. Леди Гага же ходила в платье из мяса, и ничего. 




- Что происходит за кулисами показа?
- Форс-мажоры – не редкость. Моделям как-то сказали принести свое белье: оно должно быть базовым, бесшовным. У девушек бюстгальтер и трусы телесного цвета, у парней, соответственно, трусы-боксеры. И белые носки. Двое наших парней принесли белые носки с рисунками. Нельзя: нужны просто белые. А у одной девушки не оказалось бесшовного бюстгальтера. До показа оставалось полтора часа – им сказали: идите в магазин и покупайте. Девочка поехала и купила нужный бюстгальтер, заодно захватила парням носки. Если тебе было сказано, а ты не выполнил – твоя проблема: выкручивайся как хочешь, но выйди на подиум как положено. 
А в целом за кулисами атмосфера дружелюбная и ламповая: у всех мандраж, волнение, эйфорию ловишь… Я помню, во время первого показа меня колотило. А показ был парный – все-таки морально легче, когда с тобой рядом кто-то идет. Я выхожу – и просто волна адреналина. Идешь, кайфуешь: люди, куча камер, люди, и все смотрят только на тебя. Думаешь: «Хоть бы не упасть!» Максимально тело напрягаешь, шею держишь, плечи разводишь, макушку тянешь вверх, ноги прямо. Уходишь обратно за кулисы – отпускает, и такой кайф! А потом осознаешь, что выходить еще раз, и ощущения повторятся. 
На показе все суетятся, спешат, ищут свои вещи, просят помочь одеться и посмотреть, не мятая ли одежда. Кстати, когда надеваешь одежду, в которой выходить, в ней уже нельзя ни есть, ни пить, ни садится. Ее можно повредить. Если что-то сделал с вещью – покупай, а некоторые больших денег стоят. 
На фотосъемке все по-другому: в студии тихая спокойная атмосфера: загримировали, поправили одежду, фотограф размеренно отдает команды. 




Автор фото и фотограф - Иван. 


- Легко ли заработать в этом деле в Беларуси?
- Нет, в Беларуси это не самая прибыльная профессия. Вообще есть такая тенденция: у нас готовят моделей сразу для рубежа. На этом деле в стране не заработаешь. На одной из недавних съемок мне немного заплатили, хоть я и не требовал. Сейчас в основном работают бесплатно, чтобы наработать навыки и заявить о себе. Вообще лучше так: или бесплатно – для наработки портфолио, или уже ставить себе какой-то ценник. За копейки, чтобы хватало на еду – такое себе удовольствие работать. 
Парней на работу в Китае берут реже, чем девушек. И по факту парням платят меньше. Девушки ценятся дороже, но у них больше конкуренция. Для них больше предложений работы: косметика, женская одежда, обувь, сумки – очень большой спектр того, что можно рекламировать. У парней более узкий спектр предложений, соответственно, работы меньше, и оплачивается она хуже. Но даже при этом зарплата у всех моделей которые работают, например, в Азии, достойная.


- Насколько серьезен стереотип о том, что в модельный бизнес приходят через постель? 
- Все зависит от самого человека. Если он по натуре бегает из постели в постель, то этим он займется и в модельном бизнесе. А в остальном работа просто позволяет ухаживать за собой правильно, делать себя лучше. Понятное дело, работа модели непостоянна и очень краткосрочна, и все они стараются продлить свой «срок службы»: спортзал, правильное питание, уход за кожей. У нас всего 5 парней в группе, а 20 – девушки: среди них есть врачи, фармацевты, журналисты. Это образованные начитанные девушки, и их точно не упрекнешь в том, что они рассчитывают добиться чего-то в жизни через постель. У людей есть интеллект. 


- На завод работать не отправляли?
- Честно, с таким не сталкивался. Обычно если я говорю, что я работаю моделью, начинают интересоваться, но хейта «Ты чего, это же женская работа» - такого скудоумия не видел. Чаще говорят, мол, круто, а расскажи, как это. Даже люди из Мозыря, когда я в инстаграме выкладываю какие-то видео и фото со съемок, пишут «Круто, молодец!»


- А кем видишь себя через 10-15 лет? 
- Я вижу себя оператором, фотографом. Может, останусь в сфере модельного бизнеса. Как пойдет. Хоть я и не так много в нем, но за это время уже было достаточно показов и съемок, были уже и предложения о работе за границей, но пришлось отказаться, так как нужно сначала закончить академию. В модельной сфере достаточно профессий, которые позволяют зарабатывать.


Записала Елена Мельченко.
Фото из личного архива героя материала.
Полная версия