Режиссер Юлия Шатун: «Социальным лифтом не так-то просто воспользоваться, если ты всегда жил в бедности»

Новости/Мнения

Режиссер Юлия Шатун: «Социальным лифтом не так-то просто воспользоваться, если ты всегда жил в бедности» Беседуем с режиссером, призером Международного кинофестиваля «Лiстапад», мозырянкой Юлей Шатун о меланхолическом характере белорусов, критериях искусства и визуале Мозыря, способном вдохновить на создание фильма
 
В 2017 году никому не известная Юлия Шатун презентовала свой фильм «Завтра». Он был снят на обычный фотоаппарат-«зеркалку», основным местом действия стал Мозырь, а в главных ролях выступили родители режиссера. По сюжету, отец небогатой семьи, зарабатывающий репетиторством и разносом листовок по почтовым ящикам, чтобы прокормить сына-студента в Минске, выигрывает в лотерею билет на отдых в жаркую страну. В череде монотонно-серых дней – и такая удача… 
Что было дальше, узнали и мозырские киноманы – показы проходили и в кинотеатре «Мир», режиссер сама представила свою ленту землякам. Критики Международного кинофестиваля «Лiстапад» порадовались новому таланту на белорусском кинонебосклоне: «Завтра» вошел в число призеров фестиваля. Высоко его оценили и на кинофестивале в Марселе.
С тех пор Юля продолжила работать над кино, она стала соавтором цикла документальных фильмов «Неизвестная Беларусь». Всё о том же: о нас. 
Созвонились с Юлей и поговорили об искусстве и Мозыре. Получилось еще и о белорусском менталитете. 
 
- Онлайнер назвал ваше кино национальной меланхолией. Фильм «Завтра» снимался в Мозыре. Город как-то повлиял на меланхоличное настроение фильма и творчества в целом?
- Мне кажется, что в любом искусстве много меланхолии. Это одно из главных настроений в кино. По крайней мере, это то, что мне нравится. А что до меланхолии, то она наблюдается во всех городах Беларуси.
- Вспомните мозырский показ. Ругали за «чернуху»? Тогдашний министр культуры именно так фильм и назвал…
- В принципе, отнеслись, как и везде. Помню, только один парень спросил: «А зачем вы это сняли? Люди за границей подумают, что у нас что-то не так». Но мне кажется, это очевидно… А что касается министра, он, кажется, в университете был проректором по хозяйственной части (Юлия закончила Белорусский государственный университет культуры по специальности «культуролог-менеджер. – прим.), образование у него с искусством и культурой не связано, дальше стал ректором, а потом министром культуры. Мне непонятно, зачем позволять себе комментировать то, в чем ты не разбираешься… Тем более, я же не работаю пиар-менеджером Беларуси! У пиар-менеджера цель – показывать свой продукт в выгодном свете. А искусство – это отражение реальности. Так что если для кого-то это «чернуха», то, скорее, это наша реальность такая. Более актуально было бы задавать вопросы тем же чиновникам, почему люди так живут. Всегда есть люди, которые живут не очень хорошо – и именно они интересуют искусство.
Бывали показы более спокойные. Условно говоря, в том же Минске показывают белорусское кино, там публика многое уже видела – для них такое кино более привычно. 


[xfvalue_galery1]

- В чем, на ваш взгляд, причина этой меланхолии? Может быть, выученная беспомощность? Когда вспоминаешь главного героя фильма, напрашивается фраза «Не жили нормально – и начинать не будем»…
- Думаю, многие люди верят в необратимость судьбы. Слышала, существует понятие генетической бедности. Но в этом виноваты не люди… На самом деле социальным лифтом не так-то легко воспользоваться, если человек всегда жил в бедности. Есть исключительные случаи, но гораздо больше шансов, что далеко от своей стартовой позиции человек не уйдет. Нужно приложить колоссальные усилия, плюс должно быть везение. Когда читаю о преступлениях, которые совершаются в семьях, живущих в деревнях, в небольших населенных пунктах, понимаю, что, по сути, многие проблемы от бедности: нет денег, негде работать, нет никаких перспектив. У детей из этих семей нет возможности, допустим, выучить английский язык, чтобы поступить в престижный вуз. А даже если поступят, у них не будет возможности поехать учиться. Я знаю много примеров, когда человек, чувствуя в себе силы поступить на бюджет, отказывался от поступления – потому даже при условии места в общежитии помощь семьи будет нужна, но родители не прокормят его в другом городе, а тем более, в другой стране. 
Скорее всего, ты будешь жить так, как жили твои родители. Даже мне моя бабушка говорила: «Мы все всегда жили бедно, о чем мечтать?». 
Думаю, жизнь человека может кардинально измениться, если будут более масштабные изменения в жизни страны – в экономике и так далее.
- А что бы вы посоветовали человеку, который хочет вырваться монотонной унылой жизни, но не знает, как?
- Я думаю, в одиночку он это не сможет, потому что вопрос в том, в какой момент начинать… И я не считаю, что в провинции, в Мозыре жить плохо, хотя есть определенные пределы с зарплатой. Не обязательно ехать в столицу. Но когда в маленьких городах у людей нет работы и перспектив, то понятно, почему уезжают.
Наверное, я бы посоветовала получить специальность, которая хорошо оплачивается. Если не принципиально получить какую-то определенную профессию, то выбрать IT-сферу, потому что она единственная дает достойный уровень жизни. Либо приложить все усилия, чтобы поступить в учебное заведение с другой страны, но это сложно человеку из обычной семьи. Нужно, чтобы семья понимала и помогала.
А может, кому-то и не стоит вырываться… У меня много знакомых, которые живут скромно, как их родители – и они не несчастны. 
- Когда вы получили свои награды, почувствовали себя значимым человеком в белорусском кинематографе?
- Я не очень люблю такие формулировки – «значимый человек». Учитывая, что в Беларуси очень мало снимается фильмов, особенно фильмов, рефлексирующих реальность, объективно понимаю, что мой фильм, как и любой подобный, для белорусского кинематографа важен. Индустрии кино как таковой в стране нет. Тем не менее, ощущения значимости не было. Может быть, только когда кто-то писал или рассказывал впечатления…


[xfvalue_galery2]

- Вас награждали за создание достоверного и выразительного образа современного белорусского общества. Общество с тех пор поменялось?
- Оно понемногу меняется. Приходят новые поколения… Но для меня глобально ничего не поменялось. Даже события прошлого года и то, что сейчас происходит, - подтверждение меланхоличности общества. 
Когда я говорю «слабый человек», я не имею в виду что-то плохое. Я не слишком верю в людей, которые готовы на все и могут все перенести – таких единицы. Для меня подтвердилась именно меланхоличность людей вокруг. Я не раскрывала мотивы главного героя в концовке фильма – если говорить напрямую, фильм станет поверхностным. Но в итоге герои возвращаются к своей жизни… Мне кажется, у нас сейчас похожая ситуация. Ни в коем случае не хочу обидеть тех, кто живет по-другому. 
- Наверное, вам близок образ «маленького человека» из литературы?
- Любой человек – маленький. Немаленькие – это разные знаменитости, и они мне не слишком интересны. Хотя, думаю, было бы интересно снять фильм о неком знаменитом человеке – но только если это злодей (смеется)
Маленький человек, или, будет вернее сказать, обычный человек, уже давным-давно является главным героем искусства. Видимо, в какой-то момент в искусстве произошла мини-революция, когда стал интересен обычный человек, а не какие-то государи или великие события. Это логично, он совпадает с жизнью, с реальностью.
- О визуальной составляющей фильма. Есть кадры, где Мозырь выглядит как ледяная пустыня. Но это красиво. Вы долго подбирали локации?
- Да, я уделила время поиску локаций, чтобы передать атмосферу. У меня в голове были намечены точки города, подходящие для съемок. Но проще понять, что ты хочешь показать, когда бываешь здесь часто, видишь его в разных состояниях. 
- Не планируете снять кино с юмором? И если бы снимали его в Мозыре, какие смешные стороны города показали бы?
- Я не считаю, что фильм «Завтра» совсем без юмора. На некоторых моментах во Франции на показах зрители смеялись. Они даже сравнивали меня с режиссером, который мне очень нравится. 
Мне кажется, не бывает чистого юмора в хорошем кино: он всегда на грани грусти. Аки Каурисмяки, с которым меня сравнили, снимает именно такие фильмы. Посмотрите, советую. Думаю, многим понравится, даже тем, кто не суперувлеченный любитель кино. Там есть ирония и тонкий юмор, через который просачивается грусть. Я люблю иронию, просто обожаю юмор. Думаю, у меня когда-нибудь будет ироничный фильм. Вопрос, когда это будет уместно, с какой темой и какими людьми. 
- Какой была ваша жизнь в Мозыре?
- Я родом из России, а переехала в Мозырь лет в шесть, и жила здесь до восемнадцати. Училась 10 лет в гимназии, а в 11 классе – в СШ №9. Мои друзья в основном были из школы. У меня не было дворовой компании, а были подруги, мы проводили вместе время, ночевали друг у друга, тусовались, знакомились с мальчиками – обычная жизнь в нашем возрасте. 
- А любимые места? 
- Были и есть – набережная от Примостовой до речного вокзала. Первый микрорайон, над Примостовой –старый, очень интересный, много уголков, дворов, здесь классно и атмосферно. Люблю микрорайон, где станция Мозырь, где стоят бараки – он как отдельный город. Еще нравится Пхов, его дюны и домики возле реки. Тот участок города, где ходят трамваи: мне вообще нравятся мозырские трамваи – такое есть не во всех городах Беларуси. Это классно и очень важно для города. Нравится Интернациональная и Якуба Колоса: тоже много старых домов и дворов. 


[xfvalue_galery3]

- Заняты сейчас кинотворчеством?
- Работаю над несколькими сценариями. Занимаюсь не только кино, но и текстами, фотографирую. Как я буду снимать, пока не знаю. Во многих странах на кино можно получить определенную сумму, у нас же такой возможности нет, а получать деньги из-за границы, особенно когда в собственной стране не выделили, практически не реально. Сложно снимать всегда за свои деньги. На всех фестивалях, куда я привозила фильмы, таких, как я, не было: у всех команды, бюджеты – и все были в шоке, что можно работать, как я.
Говорю сейчас не о заработке на кино. Создание фильмов в принципе требует много ресурсов. Планы есть, но как они реализуются, я не знаю. Условия пока не позволяют. Это как спросить у космонавта, когда он собирается лететь в космос, если деньги на отрасль не выделяются. Ну, посмотрим. 
Записала Елена Мельченко.
Фото Игоря Чищени. 
Полная версия