Вместо тысячи психологов. Или всё-таки стоит обратиться к специалисту? Узнали о психологических последствиях пандемии и о том, как их преодолеть

Новости/Мнения

2021 год продолжает испытывать на прочность весь мир в целом и каждого человека в частности. Пандемия перекрывает нам всем кислород защитными масками не даёт свободно дышать, диктуя новые правила, которые уже успели прочно войти в нашу жизнь.
Многие из нас в последнее время стараются сократить контакты с людьми, находясь под постоянным давлением мысли об опасности, которая буквально висит в воздухе. Кроме того большое число людей перешло на удалённую работу, начав проводить дома практически всё своё время.


И это только самые очевидные из множества факторов, которые привели к увеличению числа различных психологических проблем в обществе. Стресс уже давно стал одной из главных примет современного мира, однако последние два года многократно этот самый стресс усилили. Поэтому психология сейчас актуальна, как никогда.

Пандемия явила миру множество расстройств, которые человек мог раньше скрывать или маскировать. К этим расстройствам можно отнести различные формы депрессии, биполярного расстройства, фобий, снижение психологической приспособляемости, апатия и многое другое.
Но, если мы сузим мировые тенденции до границ нашего общества, то встретим самую главную проблему – страх перед признанием того, что вам нужна помощь. Нам кажется, что мы можем справиться сами, а если и не сами, то с помощью нашей тысячи психологов в лице родственников и друзей. И да, не стоит спорить с тем, что такая логика иногда оказывается правильной, и поддержка близких даёт результат: мы чувствуем облегчение. Но самое главное - почувствовать и принять тот момент, когда вы осознаёте, что близкие вас не спасают. Почувствовать и обратиться за профессиональной помощью, несмотря на возможное осуждение и убеждение в том, что всё это бесполезно – такая точка зрения довольно распространена. Я, к примеру, часто встречал утверждение из разряда «Психология вообще не наука».


Стоит сразу сказать, что это не так: психология – общепризнанная научная дисциплина, входящая во все возможные списки разделов медицины. Неверие людей в психологию чаще всего объясняется их отрицательным опытом в прошлом, когда, по их мнению, психологическая помощь не принесла им желаемый результат. 


Чтобы не повторить неудачный путь, стоит максимально серьёзно отнестись к выбору специалиста. Даже не специалиста, а самой формы взаимодействия с ним. За последние годы резкий толчок в развитии получили онлайн-консультации. Стоит сказать, что они проходят с поддержанием визуального контакта со специалистом, поэтому имеют небольшие отличия от очной формы. Ещё одним плюсом является большой выбор специалиста, которого подбирают, исходя из проблем, которые вы описываете перед консультацией. Важны ваша честность и открытость, без которых вам не сможет помочь даже самый лучший психолог. Ведь гораздо лучше вместо тысячи психологов найти одного, подходящего именно вам. 


О различных формах терапии и о самом главном, что с ней связано, мне удалось поговорить с психотерапевтом Викторией Зеленко, имеющей опыт как очных, так и онлайн-консультаций.




- Сразу хотелось бы спросить об актуальном: какие психологические проблемы стали наиболее распространёнными за последние 2 года среди ваших клиентов и в мире в целом? Изменилось ли что-то в сравнении с допандемийными временами?
- В основном, распространены те же проблемы, что и раньше. Но стало больше тревожных, депрессивных и психосоматических расстройств. Психосоматические расстройства – это нарушения в работе внутренних органов, связанные с психологическими факторами.


- С чем можно связать увеличение числа подобных расстройств? Ведь у нас, к примеру, не было массового карантина. Это результат стресса из-за ощущения постоянной близкой опасности?
- В самом начале я наблюдала страх, связанный с эпидемией. Люди опасались заболеть, переживали за себя и своих близких. Это было связано с небольшим числом данных о вирусе, а неизвестность повышает тревожность. Затем чаще встречались последствия изоляции, так как многие в ней всё же оказывались из-за того, что заболевали. Позже появились расстройства связанные с последствиями болезни и горем от потери близких людей.


- Расскажите немного о своём опыте: существует ли разница в поведении людей во время очных и онлайн-консультации? Быть может, присутствует разница в эффективности работы?
- Лучше живого контакта ничего нет. Встречаются люди, которым, в принципе, некомфортно работать онлайн, они предпочитают только личное общение. Есть те, для которых главное – любое взаимодействие со специалистом. Бывают случаи, когда человек чувствует себя более комфортно дома или же, наоборот, на улице. Эффективность зависит только от того, какая форма предпочтительнее для конкретного клиента.


- Есть ли более удобная форма работы лично для вас?
- Для меня разницы нет. В случае с работой онлайн могут быть чисто технические нюансы вроде проблем с качеством интернета.


- Как вы относитесь к точке зрения о том, что человеку важно найти своего психолога? Есть ли в ней доля правды, или хороший психолог должен суметь найти подход и помочь любому клиенту?
- Я полностью с ней согласна. Более того, скажу, что это не точка зрения, а, скорее, правило. Не бывает психологов, подходящих всем. Очень важно, чтобы клиент чувствовал себя комфортно в процессе общения. Уже сама личность психолога является терапевтической.


- У вас бывало так, что приходилось говорить клиенту: «Простите, я не могу вам помочь, советую обратиться к другому психологу»? Если такое случалось, то как реагировали клиенты.
- Нет, такого не случалось. Были случаи, когда понимала, что проблема клиента находится в плоскости психиатрии, а не психотерапии. Тогда приходилось направлять человека к соответствующему специалисту.


- Исходя, в том числе, из личного опыта, могу сказать, что в нашем обществе довольно часто встречается скепсис по отношению к психологам и психологии в целом. Более того, часто обращение к психологу воспринимается как личная слабость. Улучшается ли ситуация с «принятием» психологии в массовом сознании?
- Ситуация становится лучше. Если вспомнить мой первый год работы (2014-2015), тогда я буквально уговаривала людей на психотерапию. Было грустно оттого, что работа заключалась в выписке рецептов, а не в самой психотерапии. С течением времени люди стали поворачиваться лицом к терапии, она даже вошла в моду. В последние годы люди уже возмущались тому, что приходилось долго ждать приёма из-за высокой загруженности. 


- Во время приёма люди чаще сами рассказывают обо всех своих проблемах или вам приходится «раскрывать» человека? 
- По-разному бывает. Иногда приходится раскрывать, но не из-за закрытости, а из-за того, что человек не знает, что говорить, и ему нужно в этом помочь. Более того, люди могут раскрываться годами, потому и терапия может длиться годами.


- Говоря о сроках терапии, можно ли выделить минимальное число сеансов для продуктивной работы? Или иногда удаётся помочь человеку, буквально за раз?
- Иногда случается и так. Но, в целом, никакого минимума нет, длительность терапии никогда нельзя предсказать заранее. Об этом есть интересная фраза: «Масштаб психотерапии определяется масштабом интереса человека к себе».


Вместе с психотерапевтом мы сформулировали несколько обязательных шагов, которые помогут вам улучшить ваше психологическое здоровье:
1. Признать наличие проблемы и необходимость помощи специалиста.
2. Выбрать удобную для вас форму взаимодействия с психологом (онлайн или очно).
3. Честно рассказать о своих проблемах перед консультацией, чтобы попасть к специалисту, который с наибольшей вероятностью вам поможет.
4. Оставаться максимально честным и открытым во время разговора с психологом, как бы помогая ему помочь вам.
Хотелось бы поблагодарить Викторию за прекрасную беседу. Скажу честно, изначально хотелось задать всего пару вопросов, однако собеседница оказалась настолько интересной, что вышло практически целое интервью. Также хочется пожелать нашим читателям душевного спокойствия и равновесия в наступившем 2022 году, ведь психологическое здоровье ничуть не менее важно, чем физическое.


Максим Зараник.
Полная версия