С точки зрения истории вы типичный мозырянин, если…
- 02.04.2022
- 2 144
Пять признаков, по которым видно, что вы точно из наших краев
«Генетический код нации», как говорят исследователи, зашифрован, прежде всего, в культуре и традициях любого народа. Что-то нам подсказывает, любимые читатели, вы понимающе улыбнетесь, когда мы скажем, что мозыряне – это «народ в народе». Мы поговорили с историками и краеведами, почитали воспоминания путешественников прошлого, прошерстили книги и статьи в интернете и попробовали нарисовать обобщенный портрет мозырян сквозь глубину веков. Текст носит развлекательный характер и создан с целью привлечь внимание к местной истории и фольклору!
Что ж, с точки зрения истории вы типичный мозырянин, если…
Вам говорят, что вы довольно нелюдимы и замкнуты
Все историки Мозыря придерживаются мнения, что далекими славянскими предками мозырян были дреговичи. Те самые люди на болоте. Можно предположить, что жизнь на болотистой местности сама по себе не располагает к душевной открытости. Весна, «море Геродота» разливается, жители разных деревень отрезаны друг от друга, каждый сам по себе. Но есть еще более загадочная то ли легенда, то ли быль, главными героями которой являются невры.
Возможно, так невры и выглядели. Иллюстрация из интернета.
Согласно записям петербургского краеведа Павла Шпилевского, жившего в XIX веке, мозыряне и есть невры, потомки таинственного племени полулюдей-полуволков. В народной культуре образ волка как раз ассоциируется с нелюдимостью, дикостью, суровостью, одиночеством.
Шпилевский в своих записях ссылается на труды Геродота, упоминавшего, что Скифия граничит с землями невров. Некоторые исследователи считают, что скифов от невров отделяло море. Возможно, именно “море Геродота” – полесские разливы, которые в то время могли быть особенно масштабными.
Ну а невры, по поверьям, на несколько дней в году оборачивались в волков. Павел Шпилевский высокомерно называл мозырян «темными людьми», которые держатся за языческие суеверия. Хотя вера в оборотней была широко распространена в белорусском народе – вспомним князя Усяслава Чарадзея. Ну а «волчье» в облике невров, вероятно, просто одежда. Сам Геродот на Полесье не бывал – записал со слов очевидцев-торговцев, которые видели у местных народов «две головы – человеческую и волчью». Все очень просто: невры накидывали на себя волчьи шкуры с головой волка вместо «шапки» – так теплее, а заодно для устрашения врагов. Немного богатой фантазии – и получаются полулюди-полуволки.
- Невры неуловимы… Точно нельзя сказать, где именно они жили – не факт, что это было именно мозырское Полесье, - рассуждает историк Александр Бобр. – Мы придерживаемся более-менее четкого определения оседлости славянских племен: дреговичи. В любом случае они жили в разное время, это разные отрезки истории.
Мы даже слышали версию, что название города Наровля пошло от слова «невры», но сразу предупредим, научного подтверждения этой версии не нашли, по крайней мере, в открытых источниках.
Когда вы устали, вас тянет на природу
Это неудивительно, ведь природа совсем рядом. В Мозырских оврагах тихо и живописно: прогуляешься – и будто наполняешься новыми силами.
Наши предки верили, что эти места действительно обладают магической силой. То, что Шайтан-гора – это древнее языческое капище, где проводились обряды и волхования, подтверждают и историки. Правда, неизвестно, какой именно культ исповедовали язычники, жившие на мозырской земле за тысячелетия до нас. Александр Бобр говорит, что это, скорее всего, был культ Рода – добрый и миролюбивый. В дохристианских источниках упоминается, что в качестве жертвоприношений божеству Рода совершались особые трапезы с ритуальной кашей и хлебом, угощение для богов оставляли в святилищах. Наверное, многие из нас, мозырян, и сегодня чувствуют особую связь с родным городом, его древней силой, оберегаемой Родом. Кого ни спроси – все говорят, что таких прекрасных своей природой городов, как наш, нигде больше не найдешь.
На склоне Шайтан-горы. Фото автора.
Для тех, кто верит в народную магию: как подружиться с силами природы и попросить у них поддержки? Сообщество «Беларусь. Язычніцтва. Учора – сёння – заўтра” пишет, что лучшим жертвоприношением будет ваш труд по уборке святых мест от мусора. Если собираетесь пройтись по ярам – захватите с собой мусорный пакет и перчатки.
Вы предприимчивы, умеете зарабатывать и считать деньги
Мозырь в силу своего географического расположения и близости большой реки всегда был важным центром торговли и ремесел. Об этом говорит хотя бы тот факт, что через наш город проходил знаменитый путь «Из варяг в греки». О регулярных посещениях Мозыря варягами свидетельствуют и археологические находки, которые сегодня хранятся в фондах Мозырского объединенного краеведческого музея. Как рассказывает Александр Бобр, одна из ключевых научных версий происхождения названия Мозыря – скандинавская: «масур» - клен.
Один из экспонатов археологического зала Мозырского объединенного краеведческого музея.
Город под кленами. Таким его представляли северные гости, которые иногда оставались тут жить и служили в охране города.
Наши предки торговали и с Византией: например, на раскопках был найдена византийская серебряная монета, разрубленная пополам. Видимо, торговцы так разменяли ее по полтиннику.
Вы смело озвучиваете городские проблемы и предлагаете пути их решения
28 января 1577 года Мозырь получил Магдебургское право, то есть, право на городское самоуправление. Это была важная привилегия, дарованная далеко не каждому населенному пункту, на территории Беларуси таких было всего чуть больше десятка: согласно ей город освобождался от многих повинностей, а горожане получали право на свободную торговлю, на земельные владения вокруг города, на рыбную ловлю – в общем, на активную самостоятельную экономическую деятельность.
«Мозыряне обратились к великому князю литовскому и королю Речи Посполитой Стефану Баторию: мы люди городские, хотим жить ремеслом, рекой и торговлей. И на следующий год они Магдебургское право получили. Значит, было что взять в казну от Мозыря, и хорошие деньги!» - рассуждает наш собеседник Александр Бобр. Действительно, наиболее развивающиеся города, освобожденные от лишних повинностей и получившие свободу принимать собственные решения для улучшения жизни города (для этого горожане собирались на вече), давали солидные поступления в казну Речи Посполитой. Вместе с Магдебургским правом города получали герб. Именно тогда у Мозыря появился герб с орлом, который в немного видоизмененной форме (без щита с буквой S) существует и сейчас в качестве официального герба города.
Вы миролюбивы, но твердо придерживаетесь своих принципов
На протяжении истории мозыряне участвовали в войнах и крупных восстаниях, однако никогда не развязывали локальные конфликты. Мозырь всегда был городом мастеров. Но даже воинственные по натуре скандинавы, приплывавшие сюда по реке, вели себя примерно, не хулиганили, а если что – на лодки и плывите своей дорогой. «Сюда приходили мирно, потому что знали: здесь, на этой загадочной земле среди лесов и болот, могли и сдачи дать, - усмехается Александр Бобр. – Во всяком случае, в исторических хрониках о столкновениях с «гостями» ничего не сказано».
Впрочем, известен факт Мозырского восстания, начавшегося в 1615 году. Тогда горожане воспротивились попыткам мозырского старосты (административного чиновника-наместника от Речи Посполитой) Бальцера Стравинского лишить их Магдебургского права, чтобы собрать с зажиточного города больше налогов на авантюру с возведением Лжедмитрия на московский престол и затяжную войну со Швецией. Городские бурмистры от самоуправления, ведавшие казной Мозыря, Ждан Муша и Ян Крицкий подняли восстание против самоуправства старосты. Мозыряне поддержали восстание, противостояние длилось долго, до 1622 года, но в итоге великокняжеский суд был вынужден пойти на уступки повстанцам и признать верховенство в Мозыре Магдебургского права.
Удалось ли нам разгадать «генетический код» мозырян? Друзья, делитесь мнениями на нашем сайте Glaza.info и на наших страницах в соцсетях Вконтакте и инстаграм.
Елена Мельченко.
Фото автора и из открытых информационных источников.
«Генетический код нации», как говорят исследователи, зашифрован, прежде всего, в культуре и традициях любого народа. Что-то нам подсказывает, любимые читатели, вы понимающе улыбнетесь, когда мы скажем, что мозыряне – это «народ в народе». Мы поговорили с историками и краеведами, почитали воспоминания путешественников прошлого, прошерстили книги и статьи в интернете и попробовали нарисовать обобщенный портрет мозырян сквозь глубину веков. Текст носит развлекательный характер и создан с целью привлечь внимание к местной истории и фольклору!
Что ж, с точки зрения истории вы типичный мозырянин, если…
Вам говорят, что вы довольно нелюдимы и замкнуты
Все историки Мозыря придерживаются мнения, что далекими славянскими предками мозырян были дреговичи. Те самые люди на болоте. Можно предположить, что жизнь на болотистой местности сама по себе не располагает к душевной открытости. Весна, «море Геродота» разливается, жители разных деревень отрезаны друг от друга, каждый сам по себе. Но есть еще более загадочная то ли легенда, то ли быль, главными героями которой являются невры.
Возможно, так невры и выглядели. Иллюстрация из интернета.
Согласно записям петербургского краеведа Павла Шпилевского, жившего в XIX веке, мозыряне и есть невры, потомки таинственного племени полулюдей-полуволков. В народной культуре образ волка как раз ассоциируется с нелюдимостью, дикостью, суровостью, одиночеством.
Шпилевский в своих записях ссылается на труды Геродота, упоминавшего, что Скифия граничит с землями невров. Некоторые исследователи считают, что скифов от невров отделяло море. Возможно, именно “море Геродота” – полесские разливы, которые в то время могли быть особенно масштабными.
Ну а невры, по поверьям, на несколько дней в году оборачивались в волков. Павел Шпилевский высокомерно называл мозырян «темными людьми», которые держатся за языческие суеверия. Хотя вера в оборотней была широко распространена в белорусском народе – вспомним князя Усяслава Чарадзея. Ну а «волчье» в облике невров, вероятно, просто одежда. Сам Геродот на Полесье не бывал – записал со слов очевидцев-торговцев, которые видели у местных народов «две головы – человеческую и волчью». Все очень просто: невры накидывали на себя волчьи шкуры с головой волка вместо «шапки» – так теплее, а заодно для устрашения врагов. Немного богатой фантазии – и получаются полулюди-полуволки.
- Невры неуловимы… Точно нельзя сказать, где именно они жили – не факт, что это было именно мозырское Полесье, - рассуждает историк Александр Бобр. – Мы придерживаемся более-менее четкого определения оседлости славянских племен: дреговичи. В любом случае они жили в разное время, это разные отрезки истории.
Мы даже слышали версию, что название города Наровля пошло от слова «невры», но сразу предупредим, научного подтверждения этой версии не нашли, по крайней мере, в открытых источниках.
Когда вы устали, вас тянет на природу
Это неудивительно, ведь природа совсем рядом. В Мозырских оврагах тихо и живописно: прогуляешься – и будто наполняешься новыми силами.
Наши предки верили, что эти места действительно обладают магической силой. То, что Шайтан-гора – это древнее языческое капище, где проводились обряды и волхования, подтверждают и историки. Правда, неизвестно, какой именно культ исповедовали язычники, жившие на мозырской земле за тысячелетия до нас. Александр Бобр говорит, что это, скорее всего, был культ Рода – добрый и миролюбивый. В дохристианских источниках упоминается, что в качестве жертвоприношений божеству Рода совершались особые трапезы с ритуальной кашей и хлебом, угощение для богов оставляли в святилищах. Наверное, многие из нас, мозырян, и сегодня чувствуют особую связь с родным городом, его древней силой, оберегаемой Родом. Кого ни спроси – все говорят, что таких прекрасных своей природой городов, как наш, нигде больше не найдешь.
На склоне Шайтан-горы. Фото автора.
Для тех, кто верит в народную магию: как подружиться с силами природы и попросить у них поддержки? Сообщество «Беларусь. Язычніцтва. Учора – сёння – заўтра” пишет, что лучшим жертвоприношением будет ваш труд по уборке святых мест от мусора. Если собираетесь пройтись по ярам – захватите с собой мусорный пакет и перчатки.
Вы предприимчивы, умеете зарабатывать и считать деньги
Мозырь в силу своего географического расположения и близости большой реки всегда был важным центром торговли и ремесел. Об этом говорит хотя бы тот факт, что через наш город проходил знаменитый путь «Из варяг в греки». О регулярных посещениях Мозыря варягами свидетельствуют и археологические находки, которые сегодня хранятся в фондах Мозырского объединенного краеведческого музея. Как рассказывает Александр Бобр, одна из ключевых научных версий происхождения названия Мозыря – скандинавская: «масур» - клен.
Один из экспонатов археологического зала Мозырского объединенного краеведческого музея.
Город под кленами. Таким его представляли северные гости, которые иногда оставались тут жить и служили в охране города.
Наши предки торговали и с Византией: например, на раскопках был найдена византийская серебряная монета, разрубленная пополам. Видимо, торговцы так разменяли ее по полтиннику.
Вы смело озвучиваете городские проблемы и предлагаете пути их решения
28 января 1577 года Мозырь получил Магдебургское право, то есть, право на городское самоуправление. Это была важная привилегия, дарованная далеко не каждому населенному пункту, на территории Беларуси таких было всего чуть больше десятка: согласно ей город освобождался от многих повинностей, а горожане получали право на свободную торговлю, на земельные владения вокруг города, на рыбную ловлю – в общем, на активную самостоятельную экономическую деятельность.
«Мозыряне обратились к великому князю литовскому и королю Речи Посполитой Стефану Баторию: мы люди городские, хотим жить ремеслом, рекой и торговлей. И на следующий год они Магдебургское право получили. Значит, было что взять в казну от Мозыря, и хорошие деньги!» - рассуждает наш собеседник Александр Бобр. Действительно, наиболее развивающиеся города, освобожденные от лишних повинностей и получившие свободу принимать собственные решения для улучшения жизни города (для этого горожане собирались на вече), давали солидные поступления в казну Речи Посполитой. Вместе с Магдебургским правом города получали герб. Именно тогда у Мозыря появился герб с орлом, который в немного видоизмененной форме (без щита с буквой S) существует и сейчас в качестве официального герба города.
Вы миролюбивы, но твердо придерживаетесь своих принципов
На протяжении истории мозыряне участвовали в войнах и крупных восстаниях, однако никогда не развязывали локальные конфликты. Мозырь всегда был городом мастеров. Но даже воинственные по натуре скандинавы, приплывавшие сюда по реке, вели себя примерно, не хулиганили, а если что – на лодки и плывите своей дорогой. «Сюда приходили мирно, потому что знали: здесь, на этой загадочной земле среди лесов и болот, могли и сдачи дать, - усмехается Александр Бобр. – Во всяком случае, в исторических хрониках о столкновениях с «гостями» ничего не сказано».
Впрочем, известен факт Мозырского восстания, начавшегося в 1615 году. Тогда горожане воспротивились попыткам мозырского старосты (административного чиновника-наместника от Речи Посполитой) Бальцера Стравинского лишить их Магдебургского права, чтобы собрать с зажиточного города больше налогов на авантюру с возведением Лжедмитрия на московский престол и затяжную войну со Швецией. Городские бурмистры от самоуправления, ведавшие казной Мозыря, Ждан Муша и Ян Крицкий подняли восстание против самоуправства старосты. Мозыряне поддержали восстание, противостояние длилось долго, до 1622 года, но в итоге великокняжеский суд был вынужден пойти на уступки повстанцам и признать верховенство в Мозыре Магдебургского права.
Удалось ли нам разгадать «генетический код» мозырян? Друзья, делитесь мнениями на нашем сайте Glaza.info и на наших страницах в соцсетях Вконтакте и инстаграм.
Елена Мельченко.
Фото автора и из открытых информационных источников.