«А почему дом обязательно должен быть квадратным?» Репортаж из «белорусской деревни хоббитов» под Лельчицами, которую создают мозыряне

Новости/Мнения

«А почему дом обязательно должен быть квадратным?» Репортаж из «белорусской деревни хоббитов» под Лельчицами, которую создают мозыряне О нем делали репортажи «Онлайнер», «Тутбай, «Белсат ТВ», «Наша Нива» и даже «СБ: Беларусь сегодня» -- журналистам нравится, фактура есть! Но, между прочим, первым СМИ, которое написало о Евгении Раевском, была газета «Полесье своими глазами» -- в 2012 году. Тогда круглый дом из глины и соломы был еще только в проекте. С тех пор прошло восемь лет, Женя вместе с другом и напарником Сергеем строит уже третий по счету дом из самана – для Сергея. А еще ведет youtube-блог «Природное строительство» (почти 37 тысяч подписчиков), и живет размеренной жизнью представителя «молодого креативного класса Беларуси». 
 
«Чатыры казы, чатыры чалавекi i чатыры сабакi»

«Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок…» - напрашиваются строки из «Онегина», но наш Евгений свою жизнь в деревне Мирное скучной не считает. Напротив, говорит, в городе ему делать нечего: если приезжает в Мозырь, старается вернуться в тот же день. Деревенская жизнь для него более насыщенная, интересная и разнообразная. 

Мирное – крошечный населенный пункт Буйновичского сельсовета Лельчицкого района. Как рассказывает местная бабушка, «чатыры казы, чатыры чалавекi i чатыры сабакi. А катоў больш…» Собственно, Мирное была одной из сотен ничем не примечательных вымирающих деревень, где медленно, вслед за ушедшими в мир иной хозяевами-стариками, превращаются в труху их старые дома, пока сюда не приехали двое молодых парней. И сразу полюбились местным жителям. Бабушка окликает своего сварливого старого пса – «Яму, мо, больш гадоў, чым мне» - и уходит дальше вести своё чистенькое уютное деревенское хозяйство. 

Чтобы доехать до места назначения из Мозыря, не имея личного транспорта, пришлось встать очень рано. Рейсовый автобус до деревни Острожанка отправляется от автовокзала в 6.25. Заходим на посадку: автобус наполняется женщинами с поклажей – дачницами и постоянно кашляющими, пахнущими дешевым табаком мужчинами. Холодно, хочется спать – сзади тоненько скулит чей-то пес, не дает уснуть. За запотевшим окном чередуются лес и поле, занимается рассвет. К стеклу прилип усопший овод. Очарование деревенской романтики!

Едем полтора часа, высаживая дачников в деревнях по пути. Солнечный денек уже вступил в свои права, когда автобус прибыл на конечную. Добродушный водитель автобуса интересуется, к кому это я в гости. Местные жители подсказывают, как повернуть к дороге на Мирное, и путешествие продолжается уже пешим ходом. От Острожанки до Мирного идти не менее пяти километров по гравийной дороге через лес. Можно и на машине, но если пешком, надо приготовиться к долгому пути. Пока я шла, показалось, что вот-вот дойду до украинской границы. И это ещё в быстром темпе ходьбы. Зато виды здесь какие! Лес – словно с картинки. Залитый солнцем, густой, пахнущий, словно зелье деревенской колдуньи – лесными ягодами, хвоей и зеленой травянистой пеной, растущей из топкой илистой бездны полесских болот. 
 
Всё – из глины

Спустя час резвого марша я была на месте. 

[xfvalue_galery2]

Не узнать дом Жени Раевского невозможно – и в реальности он больше, чем на фото. Овальные и круглые окна, две металлических трубы-дымоотвода, лестница ведет на земляную крышу, а на крыше – мох. Оригинально! Сейчас девять утра. Стучусь – выходит сонный хозяин. Как и большинство фрилансеров, Женя часто ложится спать очень поздно, а точнее, рано – ближе к утру. 

Внутри дома – полумрак. Окна не открываются, и кажется, летом здесь можно умереть от духоты, но есть вентиляция. В главную комнату, которая здесь и кухня, и спальня, попадаешь из «предбанника». Она не кажется большой. Здесь уместился кухонный шкаф, бойлер, стиральная машина-автомат. Пол, столешницы, «диван» и «кровать» (под ними дымоходы, чтобы согревать спальные поверхности) - все из глины. Печка тоже глиняная. 

- Почему дом круглый? А почему он должен быть квадратным? – иронично отвечает Евгений. Иронию в его голосе можно услышать часто. Вообще если назвать единственное слово, которым можно охарактеризовать Женю, то я бы сказала, что это слово «вызов». Его напарник Сергей производит совсем другое впечатление – более умиротворенное, что ли.

- Архитектор Хундертвассер носил разные носки, и когда у него спросили, почему носки разные, он так и ответил: а почему они должны быть одинаковыми?.. 

Но вернемся к дому «хоббита». Крыша навевает мысли о чем-то языческом. Деревянные стропила складываются в рисунок а-ля «солнце», а посередине тоже небольшое окно. Женя рассказывает, как устроена крыша: стропила, обрешетка, на ней гидроизоляция, потом 30 см опилок, воздушная прослойка толщиной 20 см, снова стропила, обрешетка и гидроизоляция, затем земля. Конструкция, утверждает хозяин, прочная, зимой на ней еще внушительный слой снега – выдерживает. Пол устроен так: кирпичи, 20-сантиметровый слой щебня, гидроизоляция, сетка и глина с песком, покрытая лаком для прочности. 



Впрочем, для того, чтобы узнать технические тонкости глиняно-соломенного дома, лучше смотреть видеоблог Жени, а вот живые ощущения от присутствия в доме даже через видеокамеру не передать. Глиняный пол и поверхности на ощупь теплые (даже без дополнительного подогрева), их мягкая деликатная шершавость ни в какое сравнение не идет с грубой серостью бетона. 

И, надо сказать, вау-эффект производит санузел. Он тут есть. Самый обычный «городской» унитаз, душ, раковина и даже элементы бани – грубка (ею, правда, Евгений так ни разу не воспользовался). Пол с подогревом! Вода подается из скважины с электронасосом, канализация представлена автономной системой очистки сточных вод – никакого запаха! 

Еще одна маленькая дверь рядом с санузлом ведет в крохотную комнатку, выходящую на солнечную сторону. «Здесь будет гардеробная, мне негде хранить вещи», - поясняет Женя. Есть еще одна комната – подсобка для инструментов. На крыльце – велосипед. Во дворе странное круглое сооружение из кирпичей привлекает внимание: по словам Евгения, приезжал товарищ в гости, решил в качестве эксперимента построить печь-тандыр, да не получилась она. Зато вышла конструкция для обжига древесины, чтобы создавать эффект обожженной мебели – получается очень красиво. 

[xfvalue_galery1] 
 
«Дом – это моя интеллектуальная работа»

Всего при создании дома в него было вложено около 7 тысяч долларов, рассказывает Евгений. Большая часть этой суммы ушла на электротехнику, проводку, канализацию и скважину воды (каждая примерно по 1,5 тысяч долларов), а также на подготовку документации. Непосредственно стройматериалы обошлись намного дешевле. 

Идем в гости к Сергею: парень занят на строительстве своего дома. Дом построен по технологии Cordwood, что по-русски значит «глиночурка»: стены состоят из дров, которые переложены глиной. Предусмотрен антресольный этаж. А пока он живет в самом первом из построенных глиняных домов, и самом маленьком. Сергей – программист, к офису не привязан, а значит, может работать из любой точки планеты. Как и Женя, собственно. С Женей они одноклассники, друзья детства, а теперь и напарники по природному строительству, и основатели полесского «поселения хоббитов». 

- А вы не думали превратить один из домов, скажем, в агроусадьбу? – задаю заурядный вопрос парням.
- В перспективе можно сдавать домик гостям. Но не всем, и это не каждому будет по карману. 

- Кому же будете сдавать дом?
- Айтишникам, например. Йогам, веганам. 

- А как же музыка, водочка, шашлыки?
- Сразу видно, чего городскому жителю не хватает, - смеются Женя и Сережа. 

Интересуюсь, пожелал бы Евгений продать свой дом, и во сколько бы он его оценил. Тот отвечает, что гораздо дороже, нежели пришлось вложиться при строительстве – не меньше, чем за 100 тысяч долларов. Не дороговато ли? «Дом – это в большей степени моя интеллектуальная работа», - поясняет он. 

Парадоксально, но в то же время Женя готов оставить свое детище, если появятся другие интересы в жизни. Оставить просто так. К стенам, говорит, не привязан. 
 
Волков бояться – в лес не ходить!

- А не скучно в деревне? 
- Нет. Это самый частый вопрос, который мне задают. Почему должно быть скучно? Я занят тем, что мне нравится. 

У Жени много увлечений. Помимо натурального строительства и блогинга – еще фотография. Парень берет фотоаппарат, выходит в лес. Раньше с удовольствием фотографировал птиц, для которых сооружал кормушки-приманки, теперь немного остыл к этому занятию. Но свою фотоколлекцию старается регулярно пополнять. Вообще зверья в здешних лесах хватает. Видел и кабанов, и лис, разве что волки не встречались. А хочется увидеть: Женя уверяет, волков не боится, но при встрече готов к скоростному подъему на дерево. А зайцы сами во двор забегают. 

Часто достаточно просто выйти из дома с фотоаппаратом, и вот они, невероятные кадры. Вечером, когда уже стемнело, Женя приглашает выйти на улицу, чтобы взглянуть вверх. И оно того стоит. Далеко-далеко за городом, когда ни один источник света не нарушает идиллию ночи, становится заметным божественное – десятки тысяч звезд освещают небо. Они сверкают, как алмазы на черном бархате, а млечный путь переливается особенно ярко. Беларусь в объятиях звезд – такое можно увидеть только в деревне. 

[xfvalue_galery3]

… Так что если кто-то вам скажет, будто молодым не интересна деревенская жизнь, смело опровергайте и приводите в пример героев нашего репортажа!

Фэнтези наяву изучала Елена Мельченко.
Фото Евгения Раевского. 
Полная версия