+12°C
$ 3.2545€ 3.5239100RUB 3.5097
Интернет-издание «Полесье своими глазами»
Главная/Новости/Мнения/«Моя мечта – объединить детей из разных уголков мира». Мозырянка-путешественница "застряла" во Вьетнаме, стала учителем английского и разработала международный образовательный онлайн-проект

«Моя мечта – объединить детей из разных уголков мира». Мозырянка-путешественница "застряла" во Вьетнаме, стала учителем английского и разработала международный образовательный онлайн-проект

3 584 просмотра
0 комментариев
Елена Косенчук из Мозыря закончила журфак БГУ, успела поработать на нескольких крупных интернет-порталах, объехала едва ли не половину мира, была в таких странах, которые туристы из Беларуси редко посещают – от Исландии до Ирана. Чаще всего – с минимальным бюджетом. Полгода Лена жила в Санкт-Петербурге, работала аниматором. На лето уезжала в теплые азиатские страны – волонтёрить, набираться нового опыта и впечатлений. Приехав в очередной раз во Вьетнам, была вынуждена остаться: началась пандемия. «Карьеру» путешественницы пришлось оставить, но нашлось другое дело по душе, которое в итоге привело к работе в крупном языковом центре и созданию собственного образовательного проекта для детей со всего мира «Iguana Craft».
Мы созвонились с девушкой по видеосвязи – получился увлекательный разговор о жизни во Вьетнаме, поисках себя в путешествиях, духовном и «материальном» саморазвитии, мечтах и вдохновляющих целях. 



 
«Индия отказала в визе, и я застряла во Вьетнаме»
«Во Вьетнаме я уже два года: в последний раз до пандемии выезжала в Таиланд, где провела 3 месяца, а затем закрыли границы. До этого я уже однажды оставалась в Азии на 9 месяцев: думала, что перезимую и вернусь в Беларусь на лето. Но пандемия спутала все планы. Из Вьетнама я сначала хотела улетать в Индию, даже купила билеты, но Индия отказала мне в визе. Я в документах указала, что по профессии журналист, и это стало причиной для отказа. Такой совет для тех, кто имеет журналистское образование и собирается в Индию: не указывайте, на кого на самом деле учились, даже если подаетесь на туристическую визу.


В общем, я не попала в Индию, и поначалу очень расстроилась, хотя сейчас понимаю, что всё сложилось как нельзя лучше. Затем я попыталась уехать домой, но за несколько дней до моего вылета Беларусь закрыла границу с Россией. Так я официально застряла во Вьетнаме. 
 
“Жизнь в Таиланде на горе”
С самого начала жизни в азиатских странах я была волонтером. Искала проекты, в которые можно вписаться, чтобы посмотреть мир. В Таиланде я некоторое время жила в медитационном центре: помогала делать буддийские ретриты для русско- и англоговорящих гостей .
Я приехала туда как волонтёр, но после того, как хорошо проявила себя, мне предложили остаться координатором. Я согласилась. Жила в красивом месте, в джунглях. Условия в медитационном центре очень простые: простая комната на одного или нескольких человек, залы для медитации, еда. Но меня увлекало. Медитационный центр находится на острове, где была гора, с которой видно море, джунгли. Колоритные люди, опять же… 




Там я продолжила практику английского языка, это было очень полезно: одно дело учить иностранный язык в учебных центрах, совсем другое – в общении с носителями языка. Меня просили делать утренние чтения, я читала на английском иностранцам, это было очень интересно: берешь специальную медитационную чащу, три раза в нее ударяешь, потом начинаешь чтение. Подъем был в 4.30 утра, и нужно было максимально мягко и спокойно прочитать какой-то текст людям, не привыкшим вставать так рано, настроить их на созидательную волну. Просто отдыхать не получилось, хотелось быть участником какой-то движухи, активничать. 


Приходилось встречать людей, расселять их, относить в камеру хранения ценные вещи, давать простые задания, объяснять правила жизни в медитационном центре, технику безопасности, делать замечания тем, кто правила нарушает. Похоже на санаторий. Консультаций по технике медитации я не проводила, для этого были монахи и люди, которые живут там десятилетиями».



 
«Пришла во вьетнамский детский сад – вручили крохотных детей»
«Для чего нужны были путешествия? Это, скорее, такой юношеский максимализм, поиск себя, исследование мира, попытка понять, как люди живут в разных странах. Когда ты все время находишься в одном месте, никуда не выезжаешь, ум постепенно костенеет. Потом ты вырываешься в другой мир, познаешь другие обычаи, и если это происходит не в формате «все включено», то нужно подстраиваться под ситуацию, искать общий язык с местными, пробовать местную еду и узнавать, где ее покупают. Ты погружаешься в культуру другой страны и понимаешь, что мир огромен и многообразен. Это расширяет кругозор, углубляет мировоззрение.
Это была моя попытка найти себя, занять свое место в мире, понять, зачем я здесь…


Во Вьетнаме, когда я поняла, что из-за пандемии не могу не то что куда-то поехать, но даже домой вернуться, я начала вспоминать и переосмысливать весь опыт прошедших лет: чем приходилось заниматься, что вдохновляло. Я ведь раньше и аниматором работала, и заменяла подругу в тайской школе, и вела лекции в Клубе юных журналистов в Мозыре… В общем, я решила попробовать себя в области преподавания английского языка. Устроилась в первый детский сад, мне вручили полуторагодовалых вьетнамских детей, и тут-то я поняла, что для того, чтобы быть преподавателем, мало знать язык и любить детей. Нужно образование и постоянное повышение квалификации.
В следующие полгода я получила сертификат TEFL/TESOL, который даёт возможность при наличии высшего образования преподавать во Вьетнаме. Это своего рода профессиональная переподготовка. Параллельно преподавала в образовательном центре для младших школьников, плюс в свободное время вела разговорные клубы для русскоговорящих людей, застрявших во Вьетнаме. 


В общем, когда пандемия таки ударила по Вьетнаму и страна закрылась на карантин, со своим опытом и образованием я смогла найти работу онлайн в крупнейшем тренинговом центре. Это был новый виток профессионального развития, и пришлось собирать еще больше документов, просить переслать мои дипломы из Беларуси, легализовывать, заверять… куча бумажной волокиты. Но после этого удалось получить полноценную рабочую визу. Оказалось, то, что мне нравится, приносит и хорошие деньги, и драйв от того, что ты постоянно улучшаешь себя, приобретаешь новый опыт и навыки – это меня захватило. Сейчас я очень много работаю».


«Дети из другой страны тоже хотят делать поделки»
«Первое место, в котором я «осела», был детский сад с полутора-трехгодовалыми вьетнамцами, которые кружат вокруг тебя, постоянно обнимают. Это совсем не как в офисе. Сейчас я работаю из дома и также общаюсь с детьми. Я не воспринимаю это как рутину, меня вдохновляет процесс. Иногда бывает сложно: нужно изучать новые техники и методики, чтобы детям было не скучно, чтобы держать дисциплину, чтобы был результат. Такой профессиональный рост - это тоже путешествие, это как гора, на которую ты забираешься, любуешься видом и видишь еще одну гору, на которую можно взобраться.




«Iguana Craft» (можно найти в инстаграме 
@iguana_craft) – это мой образовательный проект, пока он на старте. Я придумала его осенью этого года во время локдауна, когда нас всех заперли по домам и разрешали выходить в магазин два раза в неделю по  продуктовым талонам. В общем, чтобы не сойти с ума, в свободное от работы и учёбы время я вырезала и склеивала бумажных птичек (юношеское прозвище нашей собеседницы – Птичка. – прим.) 



Проект «Iguana Craft» – моя мечта объединить детей из разных уголков мира в клуб по интересам, где они смогут не просто учить английский язык, но использовать его! Это такой ориентир на будущее.

Сейчас «Iguana Craft» это просто страничка в инстаграме, где собраны коротенькие видео о том, как делать бумажные поделки. Дальше хочу создать ютуб-канал, где будут пошаговые уроки и прямые эфиры с детьми из разных стран. Мне с самого начала хотелось выбрать максимально низкий порог вхождения, чтобы каждый ребенок, у которого есть ножницы, клей, карандаши, цветная бумага, мог повторить уроки. 


У меня был подобный опыт объединения детей разных культур, когда жила во вьетнамском Нячанге, городе у моря, работала тьютором в русскоговорящей семье и параллельно преподавала в школе для вьетнамских детей. Как-то я попросила у родителей разрешения привести их детей в школу и познакомить с местными малышами, сделать совместный урок. По сути, я учила их одинаковым вещам. Родители согласились, в школе также разрешили. Я видела, как у детей меняется восприятие того, для чего нужен иностранный язык: когда они могут в своем возрасте общаться с иностранными детьми, это забавно и очень полезно. 




Проект «Iguana Craft» абсолютно бесплатный, он для детей, родителей и учителей. Каждый может попробовать сделать поделку и посмотреть на то, как точно такие же поделки сделают другие дети – можно будет устраивать прямые эфиры из разных стран. Это и преподавание иностранного языка, и расширение кругозора: вот есть такие же дети в другой стране, у которых похожие интересы и они тоже хотят делать поделки»


 
«Стараюсь жить комфортно, чтобы много работать»
«О жизни во Вьетнаме можно говорить очень долго. Всем, кто интересуется, могу посоветовать книгу белоруски Тани Писарчук, которая переехала сюда уже очень давно, - «Ханойские сказки». Я с нею лично познакомилась, когда меня обокрали в хостеле: она давала советы, как связаться с полицией. У нее в книге многое о традициях Вьетнама. 


Здесь есть разные варианты жизни по карману. Можно жить очень дешево, а есть более комфортные варианты. В Нячанге в разгар пандемии можно было снять маленькую квартиру-студию за 100 долларов у моря. За электричество и интернет еще примерно 100 долларов набежит, и еще 100 на еду: там можно очень дешево питаться.




Но это вопрос того, насколько человек готов на всем экономить. Если хочешь хорошей медицины, она не такая дешевая. Нужна страховка, например. И это все актуально для людей, которым повезло оказаться тут до пандемии. Страна уже два года закрыта на въезд для туристов, хотя сейчас некоторые авиалинии работают над возвращением рейсов. Очень много правил: полная вакцинация, тест, карантин на 10 дней, невозможность выйти из отеля, экскурсии только по поручительству туроператора. 


Сейчас я стараюсь жить максимально комфортно, чтобы не выгореть. Я пришла к выводу, если ты хочешь постоянно развиваться и много работать, комфорт просто необходим. Когда живешь в путешествии, надо подстраиваться под местные порядки, под людей, у которых волонтёришь. А чтобы максимально долго держаться в режиме большой загрузки, нужна квартира. В моем случае это дорого:  месяц в двукомнатной квартире, где мы живём с молодым человеком, стоит порядка 500 долларов. На территории комплекса есть бассейн, тренажёрный зал и детская площадка.



Вьетнамские власти очень строги, а люди привыкли подчиняться порядку. Если я не ошибаюсь, когда здесь объявили обязательную вакцинацию, оказалось, что 90% населения уже вакцинировались. О движении антивакцинаторов, бойкотах я даже не слышала здесь – знаю, что в России и Европе это проходит очень активно. А во Вьетнаме надо надеть маски – все в масках, карантин – все сидят по домам. Этим мне нравится Вьетнам: жизнь очень предсказуемая, ничего не менялось уже много лет, в этом плане ты знаешь, чего ожидать от этой страны. 




По сравнению с тайцами вьетнамцы очень открытые, а по сравнению, например, с турками – немного замкнутые. Если сравнивать с белорусами… скорее, непосредственные. Есть в них какие-то детские черты». 
 
«Слушать себя и смотреть по сторонам»
«Мне понравилось открытие последнего года о том, что не надо разделять жизнь на духовную и материальную. Если ты привык стремиться к чему-то, это уже можно назвать духовным развитием. Это, скорее, просто про развитие, про движение в какую-то сторону. 



Мне кажется, очень важно двигаться. Важно замечать, как меняется мир, не пугаться и не паниковать, а говорить себе: «Окей, значит, правила игры такие. Что я могу сделать в этих условиях?» Слушать себя, но и смотреть по сторонам, не терять адекватности мировосприятия. Я много времени игнорировала свои простые потребности и за счет этого не могла продвинуться дальше, выйти из своих стереотипов. Во Вьетнаме мне повезло встретить человека, который показал мир с другой стороны. 


Движение – жизнь. Даже если очень страшно, лучше попробовать, чем бояться и ничего не делать.

Еще одно открытие – надо следить за здоровьем, особенно если живешь в чужой стране, где нет доступа к бесплатной медицине. Здоровый сон, питание, спорт – это базовые вещи, которые многие люди почему-то упускают.


Записала Елена Мельченко.
Фото из личного архива героини материала.
Добавить комментарий