Я слушаю рассказ Светланы, пока у моих ног крутится очаровательное, в прямом смысле белое и пушистое, существо – пекинес-метис с большими глазами и взглядом маленького ребенка. Это собака свекрови – та попросила присмотреть, поясняет моя собеседница. Еще больше – подопечных животных на передержках. Светлана Гарист координирует калинковичских волонтеров-зоозащитников, помогает бездомным животным найти хозяев (в любой точке Беларуси!) или хотя бы не остаться голодными. И переживает, что животных на улице, несмотря на все усилия, меньше не становится: пока домашних питомцев не начнут массово стерилизовать, на это и надеяться не стоит…
Светлана получила образование переводчика и учителя, по распределению приехала работать в Калинковичи. 4 года трудилась в СШ №3, а с недавнего времени занимается репетиторством. И хорошо: есть возможность самой планировать свой рабочий график, чтобы оставалось время на волонтерство, рассуждает она.
Общества по защите животных, наподобие мозырских «Верных друзей» или минской «Эгиды», в Калинковичах нет. Помогать бездомным собакам и кошкам пытаются добровольцы – кто чем может. Одни берут животных на передержку, пока не найдется постоянный дом, другие – стерилизуют, лечат, кормят, помогают с транспортом, составляют объявления о поиске «добрых рук» для котят…
- У нас группа энтузиастов-волонтеров, половина из них пенсионеры. Молодым, конечно, легче этим заниматься: надо постоянно быть в движении – ночью, утром. Никогда не знаешь, в какое время придется ехать спасать животное – как в истории с тем травмированным котом в новогоднюю ночь.
Большинство волонтеров, говорит Светлана, предпочитают оставаться в тени. Их можно понять. Внезапная слава, свалившаяся на мою собеседницу после публикации статьи о ней в местной газете, принесла скорее проблемы, чем какую-то помощь.
- Проблема в том, что люди находят животное и звонят волонтеру, чтобы его спасли, нашли дом, считая, что свою задачу выполнили. Вы волонтеры – вам и помогать. Но у нас таких животных на попечении – под сотню. Тем более, желающих взять котенка хотя бы на передержку гораздо меньше, чем желающих его пристроить в добрые руки. Вы тоже можете взять котенка себе домой, отмыть, пролечить от паразитов и дать объявление. Просят: «Помогите, пожалуйста, пристроить котят» - а я могу разве что разместить в группе помощи бездомным животным объявление. В день размещаю десятки таких объявлений. А если каждый возьмется пристраивать найденного кота или пса, уже будет ощутимо легче.
Мы постоянно в поиске людей, желающих взять животное на передержку. На несколько дней, недель, месяцев – кто как сможет. У меня собаки живут на передержке в деревнях Калинковичского и Мозырского районов – люди согласились подержать какое-то время.
Приют не спасет. Он не резиновый.
- Многие думают, что если открыть приют для бездомных животных, то это разом решит все проблемы. Ничего подобного: приюты не резиновые. Иногда волонтеры выкупают частные дома, чтобы держать где-то животных. Знакомая хочет выкупить и подарить для наших подопечных дом в деревне – но все равно это будет помощь для определенного количества животных.
Школьники тоже помогают. Это очень хорошо!
Так что вопрос окончательно можно решить только путем стерилизации домашних животных. Если владельцы этого не поймут, бездомные коты и собаки на улицах так и будут появляться.
В Калинковичах очень много бездомных животных. Если пройти по дворам жилых многоэтажек, можно увидеть множество мисок… Местные подкармливают котиков и собачек. Я считаю, что лучше сперва стерилизовать того кота или пса, который прибился и живет у вас во дворе, а затем уже кормить. Коммунальники предъявляют вполне логичные претензии: грязные кошачьи и собачьи миски – это антисанитария. Так что если кормите животных, выносите миски специально для кормления, затем уносите и мойте, чтобы и сами животные не заражались друг от друга паразитами. И никто не гарантирует, что в эту миску в ваше отсутствие не сыпанут отравы. У нас в подъезде живет пожилой мужчина, который жалеет котов, кормит их. Они плодятся, на руки не идут. На этих котиков раскидывали отраву, лежала прямо на ступеньках в подъезде – я ходила, выметала. Во дворах можно заметить кучки серой массы – крысиного яда, который продается в любом зоомагазине.
Волонтеры стерилизуют кошек, чтобы те не плодились, и выпускают во двор: всех не пристроишь, а некоторые и полудикие, могут только во дворе жить. И вот кошка наедается этой отравы и умирает. Это ужасно. А если в подвале умрет? У нас, кстати, подвалы закрывают, замуровывают кошек и собак, что не только аморально, но и противозаконно.
Светлана наблюдает, что горожане подкармливают животных, но не хотят стерилизовать. Думают так: кормлю – значит, помогаю, но где хорошо кормят, там животные больше размножаются.
- Не все понимают, что стерилизация – безопасная стандартная ветеринарная операция. «Раньше всегда так жили», «Против природы не пойдем» - они это так аргументируют. У некоторых просто нет денег на стерилизацию. Попробуйте договориться с соседями. Может, ваш сосед согласится помочь отвезти кошку к ветеринару, а вы неделю-другую присмотрите за ней, пока швы заживут? Хорошо, когда жильцы понимают: прикормили, приручили – за животное и отвечаем. Соберут деньги всем домом, найдут машину, отвезут, выходят. Но такое бывает редко. Чаще – возле многоэтажек куча котов, котят и, как правило, все больные, с глазами, раздутыми от герпевирусной инфекции, которую никак не вылечишь.
Ветеринары идут навстречу – делают скидки волонтерам, которые привозят бездомных животных. Иногда вообще денег не берут, говорит Светлана, и такая помощь очень важна.
Пес без хозяина на улице – значит, бездомный
- В Мозыре есть опыт биркования «волонтерских» животных – в городе можно видеть собак с красными бирками на ушах, стерилизованных и привитых, которых подкармливают кураторы и жители города. А в Калинковичах как?
- И у нас такие есть. Некоторые возили животных для этого в Мозырь на Пхов, другим повесили бирку в Новиках – такую большую смешную, желтого цвета – на самом деле они для коров предназначены. Некоторым собакам наши волонтеры просто вешали красную ленту на шею. Их зачем-то снимают другие люди.
Но не все в городах довольны таким соседством. Нередко даже на биркованных собак вызывают отлов.
- Люди не понимают, что эту собаку стерилизовали – она не будет бегать в стае, не принесет щенков (кобелей также кастрируют), ее пролечили от глистов и блох, привили от бешенства, к тому же агрессивных кусачих животных волонтеры под опеку не берут: собаки с бирками миролюбивы. Хотя бирка, конечно, не спасение – их все равно отлавливают.
Другая проблема – когда собаки сбиваются в стаи.
- Я понимаю страх людей, которых они испугали, - говорит Светлана. - Они вызывают отлов, думая, что животных просто изолируют – они не знают, что собак на самом деле убьют. А откуда берутся собаки в стае? Это, опять же, выросшие на улице щенки, либо те, кого выпускают на самовыгул. Вот такого я совершенно не понимаю. Как можно, идя на работу, отпустить собаку погулять самостоятельно? Она может быть сбита машиной, ее могут украсть, могут покусать другие животные, она может подхватить болезнь. Но первое, что она может сделать – оплодотворить других собак, потому что домашних кобелей, насколько я знаю, кастрируют очень редко.
Хозяева думают: «Раздадим». Не раздадите!
Вокруг стерилизации кружит хоровод масса мифов, один из которых – вред для здоровья животного. Но гораздо больше вреда, уверены зоозащитники, приносит отказ от этой операции.
- Можно просто не отпускать животное, если то «гуляет» -- перетерпит, мол. Есть мнение, что это в итоге приводит к различным опухолям. Но еще хуже – капли «антисекс»: они провоцируют развитие очень агрессивных форм рака. Я считаю, их надо просто запретить: даже спорила с продавцами зоомагазинов, которые давали рекламу этих капель в инстаграме. Владельцев вводят в заблуждение: они не знают, насколько опасны дозы гормонов, которые содержатся в этих каплях. Почитайте реальные отзывы, найдите в интернете фото страшных опухолей, спровоцированных подобными препаратами, и поверьте, после этого вы выберете стерилизацию…
Еще один вариант – чтобы собака или кошка рожала. Хозяева думают: «Раздадим». Нет, не раздадите! Таких котят или щенков, которым нужен дом, гораздо больше, чем желающих их взять. Не факт, что именно вашим повезет. А даже если повезет – не факт, что их самих стерилизуют, и их потомство не окажется на улице. Никогда нельзя быть уверенным на сто процентов, что животное попадет в хорошие руки. Кому-то даже прививку питомцу сделать – дорого. Если вы берете животное у волонтера, то скорее всего, оно уже будет стерилизовано и привито. Но когда хозяева слышат, что им самим через год придется повторить прививку, они отказываются это делать – дорого! Но если вы не хотите тратиться на животное, зачем брать? Это же живое существо: оно тоже болеет, страдает и нуждается в лечении.
Все те хозяева, которые не стерилизуют питомцев, дают работу волонтерам. Предлагаешь стерилизовать собаку – перед тобой захлопывают дверь. Через несколько месяцев видишь объявление: эти же люди пристраивают щенков в добрые руки.
Обществу по защите животных в Калинковичах – быть?
Чтобы получать спонсорскую помощь, нужен расчетный счет зоозащитного общества. В Калинковичах его нет, и Светлана пока не спешит создавать – лишние проблемы.
- Уже сейчас люди воспринимают волонтеров как наемных рабочих: говорят, да, вы обязаны поехать в четыре утра в другой конец города и забрать орущего под балконом котенка. К общественной организации, соответственно, и претензий будет больше.
Чтобы создать общественную организацию по защите животных, нужно хотя бы человек 10 постоянных волонтеров, готовых заменить, в том числе, с бумажной работой – мало ли, что может случиться. Чтобы помощники привезли корм тем, кто на передержке, свозили в больницу…
Хорошо, если ветеринарная клиника имеет расчетный счет – тогда можно предложить пополнить счет на лечение «волонтерских» животных в качестве благотворительной помощи. Мы так сотрудничали с одной гомельской ветклиникой -- очень много животных спасли, даже из Мозыря возили.
Иногда неравнодушные люди помогают оплатить стерилизацию. Я собираю чеки и выкладываю их в открытый доступ, чтобы было видно, что я их не присвоила. Если стерилизовать 50 животных, то конечно, из своего кармана я такие расходы не потяну. Помочь можно и кормом. Мешок кошачьего корма 50 кг стоит 100 рублей – и на всех животных, которые на передержках, его хватит на неделю… Иногда в зоомагазинах люди покупают корм специально для наших питомцев – спасибо им! А еще кормить собак, лечить всех. Есть инвалиды, которые едят только специальный дорогой корм. Кот Масик (на фото у Светланы на руках) имеет синдром иммунодефицита, недавно перенес тяжелую мочекаменную болезнь, и есть специальный корм, который стоит 24 рубля за килограмм. Волонтеры приезжают и забирают купленное, это не противозаконно. А вот поставить ящики-копилки не имеем права – нужно, чтобы сбором денег занималась зарегистрированная организация.
И не обойтись без вакцинации: привить одно животное стоит 23 рубля, а у нас за лето появилось 50 новых.
50 животных – это только те, кого взяли на попечение волонтеры. Гораздо больше останется на улице совсем никому не нужными.
- Стерилизация – единственный путь, который позволит нам сравняться со странами, где защита животных на достойном уровне, - рассуждает моя собеседница. – И вот это очень важно донести до людей. Если любите животных – стерилизуйте.
Елена Мельченко.
Фото из личного архива героини материала.