Для Мозыря кинезиотейпирование, которое уже год развивает Владимир Николаевич, направление уникальное, но в рекламе, говорит, не нуждается. Народная молва свое дело сделала. «Работаю для души в личное время, часто его не хватает» - признается наш собеседник.
Как «просто пластырь» может помочь человеку, у которого давно и сильно болит спина или сустав, и почему боль – не диагноз, узнавала корреспондент «Полесье своими глазами».
«Я пришел в кинезиологию через свою боль»
- Путь в медицину начался с 15 лет, - рассказывает Владимир. - Закончил медучилище по специальности «фельдшер», поработал немного в участковой больнице, на ФАПе и решил поступать в медицинский университет. Закончил его с отличием, и с 2002 года работаю в Мозырской городской больнице. Сначала была стажировка по хирургии, потом пять лет работы травматологом в поликлинике, два года – на скорой помощи, затем восемь лет, в администрации УЗ «Мозырская ЦГП».
- Вас привлекал карьерный рост?
- Карьерный рост в Беларуси, в частности в медицинской сфере – достаточно сложная штука: чем больше ты продвигаешься вверх, тем более ограниченным в собственных «телодвижениях» ты становишься. Ты не можешь отступить от нормативных правовых актов, постановлений Министерства здравоохранения, протоколов лечения.
Будучи человеком по натуре творческим, я тяготился этими рамками, постоянно находился в зоне дискомфорта. Что вызывало дискомфорт? Даже не специфика работы: чем выше должность, тем больше ответственность и нагрузка. Повышенная ответственность и объемы работы меня не пугают. А именно эта ограниченность. К тому же ты отвечаешь за большое количество людей, соответственно, приходится контролировать соблюдение ими строгих нормативных рамок и протоколов лечения.
- Что побудило сменить маршрут?
- Я пришел в кинезиологию через свою боль. Видя, что мне протокольные методы лечения не помогают, я начал искать альтернативу. Много читал, много смотрел, много пробовал. Есть различные техники уйти от боли: мануальная терапия, иглорефлексотерапия, физиотерапия – все эти методы я испробовал на себе. Результата не получил. Я начал пробовать другие, пока не пришел к кинезиологии, где мне показали, что все-таки у меня болит. Болит плечо, но проблема сидит совсем в другом месте, и пострадала целая мышечная цепь. Плечо было следствием: сколько я не лечил его, это было бесполезно.
Когда академик Ф.А. Субботин (теперь это мой преподаватель), показал место, с которого нужно начинать работать, я был несколько удивлен, но я получил результат. Испробовав методику на себе и добившись положительного эффекта, я научился помогать другим. К сожалению, руководство ОАО «Семья и здоровье», где я тогда работал, использование данного направления не поддержало. Для осуществления своих целей, использования новых альтернативных методик в медицине я создал компанию «ОртоТейп».
Приходится очень много учиться. Все по-новому, даже анатомия. Тут не скажешь, что вот эта мышца работает так, а эта – вот так… Ничего подобного: мышцы работают все вместе. Есть длинные мышечные цепи, есть короткие, которые четко взаимосвязаны, словно лампочки в гирлянде: одна перегорит – погаснут все.
«Если есть боль, надо узнать, почему она возникла»
- Люди не разбираются, что такое кинезиология, путают с остеопатией… Можете пояснить отличие?
- Отличие от остеопатии, хиропрактики в том, что я работаю конкретно с мышечными линиями. Никаких насильственных ручных техник, «хрустов и тресков», заламываний и выкручиваний, никаких «энергетических волн Вселенной» и т.д. Мое направление больше касается движения, я работаю с мышцами и фасциями.
90 процентов боли в теле человека возникают не в самом позвоночнике и дисках, хотя в них тоже часто бывают, и не в суставах, а в мышцах и фасциях. У большинства людей, которых беспокоит голова, шум в ушах, боль в стопе, в колене, в тазобедренном суставе, в пояснице, в зоне таза, можно убрать проблему без лекарств, работая с мышцами и фасциями.
- А откуда столько проблем – от неправильного сидения за компьютером?
- Не только. Хотя ко мне приходит много офисных работников: бухгалтеров, экономистов, программистов. Много и школьников: неправильно подобрана эргономика школьного рабочего места. Если стол низкий, ребенок будет сгибаться – и мышцы «выпадут», они все время будут растянуты. Лучше всего подобрать стул, в идеале, чтобы он опускался и поднимался. В школе столы никто менять не будет, и покупать стулья под рост каждого ученика тоже. Приходится при сидении за партой подкладывать под локоть более рослым детям учебники. Хотя бы так…
Если человек, который работает за столом, будет хотя бы ежечасно вставать, делать легкую разминку, прогулку, ему в будущем возможно ничего не грозит, кроме усталости от самой работы. Монитор компьютера должен находиться на уровне глаз, чтобы не пришлось опускать или поворачивать голову.
- Как считаете, ваше направление могло бы развиваться в рамках государственной медицины?
- Оно везде так развивается. В Европе, Америке, Японии входит в протоколы лечения, реабилитации. Этим занимаются врачи – физические терапевты. Их направление – это реабилитация и восстановление пациентов с рядом патологий, начиная от ДЦП и заканчивая грыжами, межпозвоночными дисками, последствиями травм. Тейпирование там входит и в медицинские страховки.
У нас, даже ПРП-терапия (плазмотерапия), не входит в перечень медицинской страховки. Столкнулся с этим, когда заведовал частным медицинским центром. Методика принята во всем мире, мы ей владеем. Работает на суставах просто великолепно – а по страховке за нее платить не хотят. Не по протоколам лечения! То же самое с кинезиотерапией, она не входит в протоколы.
- Я прихожу к неврологу с жалобами на головную боль, мне прописывают обезболивающее и массаж. На большее в государственной поликлинике я не могу рассчитывать?
- Смотря, какая патология… Что такое боль? Это сторожевой пес нашего организма. Если вы спите в своем доме, а пес на улице залаял, значит, к вам во двор кто-то лезет, либо что-то горит. Надо пойти и разобраться, что происходит. А что делаем мы, принимая обезболивающие? Стреляем в собаку. Либо затыкаем уши, чтобы не слышать лай. В итоге что горело – сгорит, что воровали – унесут. Зато выспались. А причину, почему собака лает, не нашли.
Если есть боль, надо узнать, почему она возникла, и только потом обезболивать. Может быть, имеет место висцеральная боль – проблемы с органами малого таза, почками, желудком. Часто пациенты с болью в спине, тазу, уходят от меня к гинекологу, урологу, хирургу.
Бывает боль непосредственно из позвоночника. Однако миофасциальных синдромов большинство. К сожалению, не каждый специалист знает, что такое миофасциальная боль, что грыжа в дисках, фасеточный синдром, протрузия болят в одном вроде бы месте, но по-разному. Но все это болит в спине…
А как у нас? Приходишь в поликлинику: «Где болит?» - «Шея» - «Ага, цервикалгия». Или, если болит поясница, – люмбалгия. Вы, по сути, сами сказали врачу свой диагноз. Протоколы лечения – «МММ»: Мовалис, Мидокалм, Мальгамма. Нестероидные, миорелаксанты и витамины. Этим протоколам уже больше 40 лет. Помогает? В большинстве случаев уже нет, либо на короткий период. Или делают блокаду… а это вообще тупиковая ветвь развития. Колоть гормоны, чтобы блокировать чувствительные корешки – и опять не разобраться, откуда боль пришла: из корешка, из позвоночного сустава, из мышц, а может быть, из внутренних органов. Допустим, у человека мочекаменная болезнь, а мы ему сделали блокаду, и он дальше живет, пока камень не заблокирует мочеточник.
- Зато бесплатно.
- А это поможет? Потом боль вернется с худшими последствиями. Дело в том, что «торакалгия» - это не диагноз, а всего лишь боль в спине, в районе грудной клетки. Грудная клетка напичкана органами, мышцами, фасциями – а что болит? Непонятно. Зато диагноз вроде бы поставили.
«Переустанавливаем «сбитые программы»
- Что же такое тейпирование? Как именно оно помогает?
- Прежде объясню, что из себя представляет метод. Процедура терапии подразумевает визуальное исследование активных и пассивных движений суставов и основных мышц тела человека под нагрузкой. Иначе называется «методика миофасциального тестирования». Устанавливаем, какие из мышц и суставов работают недостаточно, определяем корреляцию выявленных нарушений и жалоб пациента, далее проводим коррекцию работы мышц одним или несколькими приемлемыми методами. Выполняется аппликация кинезиотейпов. Это, по сути, эластичные клейкие ленты на хлопковой или синтетической основе, покрытые гипоаллергенным клеящим слоем, который активизируется при температуре тела.
Кто-то скажет: «просто пластырь». Да, по сути, это пластырь и есть, но особенность тейпа в том, что он способен растягиваться на 30-40% от своей первоначальной длины, что делает его схожим по эластичности с человеческой кожей и мышцами. Сразу поясню, что мыться с тейпом – не противопоказано! Можно и в баню ходить. На теле тейпы находятся пять дней, параллельно пациент выполняет простые, но регулярные упражнения, которые не отнимут много времени, но помогут восстановить силу в мышце, которая не работала месяцами, годами, даже десятилетиями. При необходимости – повторяем, пока мышца сама, без тейпа, не начнет выполнять положенную ей работу, то есть, пока не сформируется правильная «мышечная память» движения. Образно говоря, мы переустанавливаем сбитые «программы» в организме человека, которые контролируют работу его мышц.
Механизм работы тейпа – рефлекторный (через спинной или головной мозг). Мышцы он не приклеивает и не фиксирует. Он контролирует их правильную работу, поддерживает в тонусе. Использовать этот механизм нужно грамотно, точно зная анатомию, физиологию, механизмы взаимодействия мышечных и связочных цепей, учитывать противопоказания. Терапевтическое тейпирование – это врачебная манипуляция.
Процедура дает сразу несколько эффектов: обезболивающий, противовоспалительный, противоотечный, лимфодренажный, динамический (облегчает движение), расслабляющий, а также мягкой стабилизации суставов. Подойдет людям с остеохондрозом, артрозом, спондилезом, энтезопатиями, тендинитами, бурситами, посттравматическим болевым синдромом, туннельным неврологическим синдромом, миофасциальным болевым синдромом, ортопедическими патологиями (нарушение осанки, кифоз, сколиоз, плосковальгус и другие).
Тейпы, и в эстетической медицине широко применяются: можно использовать для коррекции фигуры, лечения целлюлита, при расхождении белой линии живота и для сглаживания морщин и складок на лице.
Работаем под девизом «Движение без боли!» Мне близок этот принцип. Своей миссией вижу помогать людям восстанавливать здоровье опорно-двигательного аппарата, избавлять от боли, делать дело ровным, а движение – красивым.
Записала Елена Мельченко.
Фото автора.