Среди выпускников школ Мозыря в этом году – шесть обладателей стобалльных сертификатов централизованного тестирования: Вероника Павленко из гимназии им. Я. Купалы – 100 баллов по белорусскому языку (учитель Анна Солонкова); Валерия Ярош из СШ №12 – 100 баллов по немецкому языку (учитель Диана Медвидь); Ксения Лис из СШ №14 – 100 баллов по биологии (учитель Светлана Кудравец); Ксения Буглак из гимназии им. Я. Купалы – 100 баллов по немецкому языку (учитель Инесса Красикова); Ксения Рудницкая из гимназии им. Я. Купалы – 100 баллов по биологии (учитель Татьяна Литвинович); Артур Мартынов из СШ №8 – 100 баллов по математике (учитель Сергей Филовец).
Половина стобалльных сертификатов – у выпускников гимназии. Напросились на интервью к учителю биологии Татьяне Викторовне Литвинович, и спросили, как стать успешным еще в школе.
- Очень рада за Ксению! Кстати, еще одна моя ученица, Маша Скачилова, чуть не дотянула до 100 баллов: набрала 98, допустив простейшую ошибку. Причем накануне ЦТ Маша задавала мне аналогичный вопрос и не согласилась. У меня осталось чувство невыполненного долга, что не смогла ее переубедить… Но это ее решение и ее опыт. 98 баллов – тоже прекрасный результат. А спокойствие и рассудительность Ксюши, полное доверие учителю сыграли свою роль: у нее не было сомнений в том, что те рекомендации, которые я даю, ей помогут, - рассуждает Татьяна Викторовна.
В этом году дети поставили перед собой реально высокие цели. Это не были цели родителей, и не мои, учителя, цели. Соответственно, много прекрасных результатов на централизованном тестировании. Не только 100 баллов важны!
- Как лично вам удается настроить детей на высокие результаты?
- Первое, факультативное занятие у 10 класса я начинаю с того, что прошу у детей, чтобы они сами сформулировали свои цели. Я все это записываю! У меня есть блокнот, где со слов учеников написано, для чего им нужны хорошие знания биологии. И в течение двух лет эти записи служат дополнительным стимулом. Бывают трудные темы, или некие жизненные обстоятельства, у детей порой не хватает психологических ресурсов для работы. В таких случаях как раз уместно вспомнить, ради чего ты учишься, о чем мечтаешь.
В течение всего периода обучения также использую некоторые коучинговые инструменты. Когда дети видят свою цель, могут ее четко сформулировать, когда эта цель не абстрактная – «просто хочу 100 баллов» - а с пониманием, для чего нужен такой результат, и она проговаривается в течение двух лет планомерной работы, тогда шансы добиться своего существенно выше.
- Вы где-то учились коучингу?
- Учитель – это человек, который постоянно учится. В первую очередь, самостоятельно. Если после университета перестаешь развиваться, это дорога в никуда. Современные технологии дают возможность онлайн-обучения без отрыва от работы, и я такими возможностями стараюсь пользоваться. Изучаю новые образовательные технологии и апробирую на учениках. Хотя, бывает, даже дети к ним сначала относятся скептически – «Что это вы еще придумали?» - но потом втягиваются, им нравится.
Тем, кто учится, важно иметь незашоренное мышление, помогающее раздвинуть границы своих познаний. Хотя для кого-то больше подходят классические методы. Стараюсь делать микс, чередовать классические и современные методы, нахожусь в постоянном поиске новых инструментов.
- В этом году в Беларуси ЦТ по биологии на 100 баллов сдали 76 человек. Это много или мало?
- Наверное, это рекордная цифра, или, по крайней мере, немалая. Что помогло детям? В первую очередь – то, что это последний выпуск, который учился по старой программе. Учителя эту программу уже основательно «обкатали», довели практически до совершенства. Если у ученика было желание учиться и работоспособность, то оба этих фактора давали прекрасные результаты.
А вот со следующего учебного года детям, которые будут учиться по обновленным программам, причем претерпевшим серьезные изменения, придется труднее. Даже мы, учителя, еще до конца не понимаем, чего ждать на выходе от тех контрольных тестов, которые будут в следующем году.
- А какие изменения претерпела программа?
- Если говорить о биологии, введены совершенно новые разделы. Они касаются, например, экологических вопросов, связанных с продуктами питания, с упаковками – на этом акцент практически во всем 10 классе. А в 11 классе школьникам предстоит сделать просто невероятное с моей точки зрения: повторить все, что изучалось в 10 классе, плюс изучить программу 11 класса. Предстоит напряженная и сложная работа. Нынешним одиннадцатиклассникам я бы пожелала удачи, удачи и еще раз удачи.
- На ваш взгляд, тест по биологии сложный или простой?
- Порядка 70% тестов повторяются из предыдущих лет. Если ребенок планомерно готовится со своим учителем, прорабатывает пробные тесты, то больших неожиданностей на централизованном тестировании он не увидит. Мы всегда предполагаем, что будет несколько новых типов заданий, и для этого в конце подготовки я с ними обязательно решаю тесты российского ЕГЭ. Как правило, некие новые веяния в этом плане приходят именно из России. Прорешивание этих тестов помогает детям не впасть в ступор, увидев задания, которые сформулированы совершенно по-другому.
Еще одна новая тенденция – задания на читательскую грамотность. Важно, как ни странно, уметь читать. Почему? Бывает, когда дети решают много тестов, они не дочитывают нюансы, могут их просто не увидеть. Задания на читательскую грамотность громоздкие, чуть ли не на полстраницы, и многих это отталкивает. А на самом деле это одни из самых простых заданий: в них уже кроются ответы. Важно прочитать и увидеть информацию. Готовила детей не пугаться этих заданий, не бросать их на произвол судьбы.
- Репетитор – это необходимость, если хочешь сдать ЦТ на 100 баллов?
- Из года в год есть дети, которые идут к репетиторам. Но те ученики, которые в этом году меня очень порадовали своими результатами, откровенно признались, что работали исключительно в школе – на уроке и на школьном факультативе. Порядка восьми лет я веду в гимназии еще и межшкольные факультативы по биологии. Они тоже направлены на подготовку к ЦТ. Порой, когда ребенка нет в школе, он приходит к назначенному времени на факультатив, чтобы компенсировать. Так приходила стобалльница Ксения Рудницкая – у нее была своя цель.
- Как вы считаете, успех приходит только к детям-трудоголикам?
- Трудоголизм – это большая часть успеха. Но без определенных задатков тоже не получится. Насколько бы работоспособным ни был ребенок, если у него отсутствуют определенные качества, например, логическое мышление, есть проблемы с памятью, то, к сожалению, выше своих возможностей не прыгнешь. Хотя существенно улучшить ожидаемый результат возможно.
И обратная ситуация: если человек талантлив, то он смотрит на большие вещи – а на мелочи может не обращать внимания.
- Есть ли какая-то разница между стобалльником ЦТ и победителем предметной олимпиады?
- Существенная. Вот та же Маша Скачилова, которая набрала 98 баллов, многократный победитель олимпиад по биологии разного уровня. Ксения Рудницкая участвовала в олимпиадном движении – но по другим предметам, не по биологии. Олимпиаднику сложнее сдать ЦТ тому же предмету! Порой то, что мы изучаем в школьной программе, уже противоречит достижениям современной науки, которые должен знать олимпиадник. Получается, он знает слишком много и порой ищет подвох там, где его совершенно нет. Это даже мешает.
- Как замотивировать ребенка учиться?
- Спросить у ребенка, о чем он сам мечтает. Цель должна исходить от ребенка. Мы не должны ему навязывать свои цели. Те же коучинговые инструменты предполагают наводящие вопросы, которые помогают человеку самому сформулировать свои цели. А затем – совместное построение планов. Если ребенок сам сформулировал цель и согласился с планом, то аргументировать необходимость учебы гораздо проще.
А только внешняя мотивация, или только желание родителей, чтобы ребенок получил определенную профессию, вряд ли что-то получится.
- Как быть, если нет цели, человек плывет по течению?
- Тогда я бы посоветовала обратиться к профессиональным психологам. Есть психологи, которые специализируются на профориентации. В ходе беседы они вполне могут помочь человеку осознать, что для него является приоритетным, что будет дарить ему удовольствие от работы.
- На чьей стороне ваша симпатия: талантливого раздолбая или прилежного середнячка?
- С талантливыми раздолбаями очень тяжело работать – с этим упрямством… (смеется). Но таким людям порой многое прощается – они могут в нужный момент включиться даже не на сто, а на все триста процентов. Сложно, но интересно с ними работать. А что касается детей прилежных, то с ними всегда очень комфортно работать, они быстро реагируют на требования учителя. Но стимул для собственного развития педагога – это все-таки упрямцы.
- Наверное, не слишком актуально для гимназии, но все же, что делать с двоечниками?
- Действительно, двоечников в прямом смысле этого слова в гимназии нет. Есть дети, у которых отсутствует желание изучать твой предмет. В биологии гораздо проще, чем в математике: можно найти какой-то аспект, который интересен и физику, и лирику, и истинному биологу. Нам гораздо проще: биология – это повседневная жизнь, которая окружает всех нас. Поэтому найти интересный тип задания всегда можно. Но опять-таки, это требует времени и креативного подхода со стороны учителя.
- Вы сами были в школе амбициозной ученицей?
- Нет. Но в свое время я также закончила школу с золотой медалью – тогда была еще пятибалльная система оценки. Я была единственной в классе с высокой мотивацией к обучению, и мне было скучновато на уроках. А в остальном, скорее, на этапе обучения в школе у меня была заниженная самооценка.
- Почему вы выбрали профессию учителя?
- Здесь хочу сказать спасибо своему учителю биологии и химии Галине Николаевне Григорович. Это женщина, которая не только своей манерой преподавания, но и стилем общения была настоящим примером для подражания. Я всегда с теплотой вспоминаю Галину Николаевну и очень признательна ей. Кроме того, по рассказам, моя бабушка по отцовской линии (я, к сожалению, не знала ее), тоже была учителем биологии.
- Остался месяц до нового учебного года. Как настроиться на хорошую учебу? Посоветуйте.
- По жизни нужно идти, обращая внимания на позитив. У каждого есть некий интерес. И родителям, и учителям, и детям нужно помнить об этом интересе и построить жизнь так, чтобы она пересекалась с ним. Если интересно работать, то работа идет гораздо легче.
Записала Елена Мельченко.
Фото из личного архива героини материала.