О прибыльности работы, защите от конфликтов с пассажирами и дорожной обстановке в городе
Константин Ковров работает таксистом почти 15 лет. Родом из Латвии, долгое время жил в Жлобине, а затем переехал с семьей в Мозырь. Тут наладил бизнес по производству тротуарной плитки, занимался им несколько лет, параллельно таксуя, однако сейчас от предпринимательских дел практически отошел: в такси, говорит, можно зарабатывать не меньше. Но все зависит от того, сколько и как ты работаешь. А как нужно? С чем сталкиваются водители «Яндекса», ежедневно выходя на линию? И почему, в конце концов, к ним столько нареканий? Обо всем этом – в нашем интервью.
- Вообще идея подрабатывать в такси пришла еще во времена, когда я заканчивал школу. Когда начались выпускные экзамены, я пошел учиться в автошколу. Мой отец, который жил в Латвии, всю жизнь работал механиком, и наверное, рвение к машинам передалось по наследству. Мне поначалу тоже хотелось заниматься ремонтом машин.
Во дворе дома в Жлобине, где я жил, автомобилей на то время было мало: пять-шесть, и только у состоятельных соседей. Кредитов на покупку машины давали тогда немного. Я получил водительские права и задумался о покупке. Попросил в этом помощи у мамы и отчима. Хотел научиться ремонтировать автомобили, а сам пошел учиться в металлургический колледж на вечернее отделение. Когда отучился, мне помогли купить машину – «Opel Omega». Не в самом лучшем состоянии: надо было ее ремонтировать. Я занялся ремонтом и стал ездить с большим удовольствием.
Соседи часто подходили с просьбой отвезти по делам. Давали небольшие суммы на бензин. Под Новый год я всех развозил по гулянкам – сам непьющий. Поощряли посильными суммами, в итоге утром 1 января у меня на руках была небольшая прибыль. Развернуться с этой работой не давала учеба: в техникуме была тяжелая учебная программа. Надо было выбирать что-то одно.
Большинство таких, как я, в то время начинали таксовать от торговых центров и вокзалов. Я стоял рядом с рестораном «Днепр» в Жлобине, там же рядом находится железнодорожный вокзал. Таксисты были нарасхват, люди подходили к нам. Я много не брал: примерно вполовину меньше, чем официально работавшие таксисты.
Дальше отец моего друга пригласил на официальную работу в такси. Мне как раз исполнилось 21 год – возраст, на тот момент минимальный по закону для работы таксистом. Я согласился, дали рабочую машину.
Работали по 3-4 часа, по рации, через которую диспетчер передавал заказы. В основном мне давали дальние заказы. Они мне нравились больше всего, потому что ты едешь по трассе, не по городу, ответственности намного меньше.
Когда пошел работать на металлургический завод, постоянные клиенты потихоньку ушли.
В один прекрасный день я решил уволиться с завода. У меня умер отец, и я поехал на похороны к себе на родину, в Латвию. Там посмотрел, как живут люди: их жизнь была более свободной, они принадлежали самим себе. А я в Жлобине работал по сменам «День-ночь-отсыпной-выходной». Мы работали так, что приходишь домой – и, извините, кишки выворачивало. Просто падаешь, засыпаешь и просыпаешься спустя 12 часов.
Жена предложила переехать в Мозырь. Здесь я организовал небольшой бизнес по производству тротуарной плитки. Развивал его 8 лет, теперь в основном прекратил – очень большие затраты. Работаешь 6 месяцев в году, а платишь за весь год: аренду, налоги, в фонд социальной защиты. Если суммировать заработок в такси за год, выходит такая же сумма. А затрат меньше.
Я ждал, пока в Мозырь придет «Яндекс.Такси». Смотрел ролики на ютубе и видел, насколько удобно сотрудничество с этим сервисом. Раньше люди звонили в диспетчерскую, диспетчер искал подходящую машину – можно было ехать 5-10 км за клиентом. Естественно, оплата поездки была совсем другая. Сейчас такси стало доступным: любой человек может позволить себе поездку.
В «Яндекс.Такси» я примерно 2,5 года. Фактически со старта его работы в Мозыре.
- И какова выручка?
- В зависимости от того, сколько и как ты работаешь. Почему водители «Яндекса» особенно не рвутся рассказывать о своей работе? Есть те, кто работают на аренде, и те, кто работают на своих машинах, но они не ИП, не имеют ничего: ни таксометров, ни СКНО, ни страховки на пассажиров, страховки А6. Каждый пассажир должен быть застрахован. Я – индивидуальный предприниматель, и для правильной работы у меня все это должно быть.
Если сравнивать с моим предыдущим бизнесом, тут есть стабильность. Сервис «Яндекс.Такси» дает гарантию заработка: раньше она была 35 заказов за смену, сейчас – 45 заказов. Я делаю и прошлую, и нынешнюю норму.
С «Яндексом» можно работать и напрямую, но в Минске. В областных и районных городах так работать не получится – за нас должны отвечать какие-то юридические лица: они переводят нам деньги, разбирают конфликтные ситуации. Бывает, что списывают бонусы за нечестную работу, самозаказы. А в целом зарабатывать можно – если работать. Под лежачий камень вода не течет.
Когда я приехал в Мозырь, то совсем не знал города. В течение полугода я его изучил: здесь очень удобно ориентироваться. В какую бы точку города ты не поехал – из любой можно быстро вернуться обратно. Допустим, мы стоим на бульваре Юности: отсюда легко попасть на станцию Мозырь, а через станцию – на Примостовую. Жлобин таким не отличается. В Мозыре брать заказы классно: можно ездить кругами и в итоге легко выполнить свою норму.
- Что удобно в сервисе?
- Удобно то, что можно высадить человека в конечной точке маршрута – и сразу же забрать следующего клиента. Есть возможность разработать свою схему работы и придерживаться ею. Мы с другими ИП-водителями «Яндекса» делимся этими секретами, обсуждаем рабочие вопросы.
- А что неудобно?
- Мы ничем не защищены, если с пассажиром разгорелся конфликт. Есть кнопка помощи в приложении, но на этот запрос особой реакции нет. В те времена, когда еще работали по рации, ты мог в худшем случае схватить рацию и что-нибудь крикнуть. Знаю, что такие случаи были и в Жлобине, и в Мозыре, общался со старыми таксистами. Хороший алгоритм помощи предусмотрен в агрегаторе «Такси Maxim»: они пробовали войти в город, но как-то не прижилось, его не раскатали. В Мозыре есть «Яндекс.Такси», есть «Такси 135» и есть «Такси 7850».
У меня было несколько конфликтных ситуаций. По одной я даже писал заявление в милицию: ответили, что правонарушение совершило неустановленное лицо, хотя имелось видео на телефон. Нахамили – это мягко говоря.
Вторая ситуация была совсем недавно. Я вообще отношусь ко всем пассажирам одинаково. Ко мне человек сел в любом настроении – я хочу, чтобы в конце поездки он покинул салон такси в хорошем настроении, улыбался. Но всякие ситуации бывают. Мозырь – не идеальный город для работы в такси: очень большие проблемы с воспитанностью пассажиров.
- А в чем была суть недавнего конфликта?
- Приезжаю днем на заказ… Я работаю только днем: пару раз работал в ночные смены – мне не понравилось. Я не выношу людей в пьяном виде. Точнее, выношу, но спокойных, кто не хамит, ведет себя культурно. У меня в свою очередь всегда чистая опрятная машина, я стараюсь для пассажиров.
И вот они сели: двое мужчин сзади и девушка спереди. Одному из них захотелось поспать. Он стал крутиться и уперся ногами в спинку водительского сиденья. А это мешает мне управлять автомобилем. Час-пик, дороги загружены: я выезжаю со двора, мне нужно повернуть на улицу с интенсивным движением – и я делаю замечание: «Мужчина, пожалуйста, не толкайте меня в спину». Начинает разгораться скандал. Пассажир сбоку спрашивает: «А чего ты такой принципиальный?» - «Вы мне мешаете управлять машиной» - «Всё, останавливай машину, мы выходим!». Девушка начинает их успокаивать.
Когда в мой адрес начинают сквернословить, я прихожу в ярость. Никогда не пойму, как можно сказать плохо в адрес человека, которого ты впервые видишь – у меня не такое воспитание. Говорю: «Предупреждаю вас, что ведется аудио и видеозапись». Они начинают еще больший бред нести. И тогда я заявляю, что мы разворачиваемся и едем в опорный пункт на Притыцкого. Я разворачиваюсь на перекрестке, девушка кричит, чтобы я остановил машину. Они выходят. Тот, что лежал, ударяет дверь машины ногой.
Я не вожу с собой ничего для самозащиты, но уже задумываюсь о том, чтобы положить в машину не запрещенные для обороны средства.
Почему не работаю ночью? Я решил, что оно того не стоит: заработок в «Яндексе» у каждого водителя одинаковый – за определенное количество заказов. Ночью или днем – нет разницы: заказы есть всегда. А моя жизнь принадлежит моим детям.
- Бывало ли, что пассажир не заплатил за поездку?
- В «Яндексе» платят всегда. Был, правда, один случай: сели цыгане с каким-то телевизором. Попросили подождать: вынесут деньги. Я постоял минут пять – не выходят и трубку не снимают. Я и уехал. Но в основном пассажиры платежеспособные: стоимость поездки сейчас в принципе не дорогая. А больше всего мне нравится безналичная оплата. Человек привязал карту – заказал такси, приехала машина, мы поехали, а деньги списаны с карты.
В «Яндексе» большинство пассажиров адекватны. Я пробовал работать с «Такси 135»: честно признаюсь, меня хватило на два заказа – и я выключил сервис. На первом заказе я забирал пьяного человека, который начал по-хамски отчитывать меня, почему я подъехал не к тому дому. Я ответил, что, наверное, ошиблась диспетчер. Звонят, чтобы забрать стариков из больницы… Я сострадательный человек, но мне тяжело. Хотя и в «Яндексе» таких заказов много.
- Охотно ли соглашаетесь брать пассажиров с детьми?
- Да! Взрослые хуже себя ведут. Хотя дети могут с ногами залезать на сиденье, взрослым пассажирам стоит быть внимательней к этому. Потом кто-то сядет на их место – а сиденья грязные.
- А с животными?
- Пассажиры «Яндекс.Такси» котов и собак в основном держат в переносках или в сумках – только голова торчит. Недавно была собака. Я принял заказ: пассажиры сразу написали, что они с собакой, которая воспитана и тихо сидит рядом. Хаски зашла в салон, села в ногах у хозяина – мы спокойно доехали до ветеринарной клиники. Но если собака слишком крупная, то конечно, я не повезу: тут пассажирам следует заказывать более крупный автомобиль.
- Почему такси по заказу через приложение может долго стоять и не ехать?
- Всякое бывает. Сейчас «Яндекс.Такси» сделал биометрические данные: раньше некоторые нечестные водители имели по несколько аккаунтов. Они могли фильтровать выгодные для себя заказы. Можно, например, мухлевать с подменой GPS – есть специальные программы. Такое в основном в Минске встречается. Я их не использую: у меня ИП, и если мой аккаунт заблокируют – а «Яндекс.Такси» обычно блокирует навсегда за нарушение стандартов сервиса – куда я пойду работать?!
Бывает, к тебе приходит заказ, ты только что высадил предыдущих пассажиров и видишь, что салон загажен. Может, люди ехали с едой или с перегаром. Тебе надо убрать салон, проветрить. Так рассуждаю я. Иногда звонят клиенты: почему долго стоите? Я объясняю ситуацию, обычно реагируют адекватно.
Вот еще ситуация: ты подъехал, высадил пассажиров, принял следующий заказ – и тебе перегородила дорогу другая машина. Такое часто бывает на парковке у детской больницы: там столпотворение, проехать очень трудно.
Или погода плохая: сильный туман, допустим. Скорость GPS не срабатывает с телефона. Телефоны у водителей для работы часто поношенные, не передают вовремя данные. А бывает и такой вариант: клиент заказывает такси дома через вай-фай, а вышли – интернета уже нет. Зависшее приложение показывает, что машина стоит на месте. Лучше позвонить водителю и уточнить.
- Почему водители отменяют заказы?
- Допустим, сегодня я отменил два заказа – рано утром на заправку: я знаю, что люди часто едут за поддачей, а я не хочу везти пьяных. Еще я дальние заказы стараюсь не брать: для меня они не выгодны.
- Насколько жесткая конкуренция между тремя службами такси, работающими в Мозыре?
- Ну какая там конкуренция… Для всех найдется работа. Посмотрите, сколько в городе парикмахеров или мастеров маникюра – и все при деле. На каждый товар или услугу найдется свой покупатель.
Проблема в том, что негатив в интернете часто льется от водителей других служб, или пассажиров, которые столкнулись с плохими водителями. Сейчас профессия водителя такси не престижная. Раньше было по-другому. Многие люди садятся в салон и здороваются сквозь зубы, или вообще не здороваются.
Факты намеренного вредительства, слышал, бывали, однако лично я с таким не сталкивался. Я выхожу на смену – мне некогда общаться. По работе в основном общаюсь с другими водителями-ипэшниками.
Боль каждого таксиста «Яндекс.Такси» - выставление оценок. Бывает, что их ставят несправедливо. Допустим, какой-нибудь таксист – бывший или настоящий – едет пассажиром, а потом ставит оценки, чтобы понизить рейтинг. Настроение работать сильно падает. Это влияет и на внимательность: полдня думаешь, за что тебе поставили плохую оценку. Я не самый впечатлительный, но для впечатлительных очень неприятно. Да, бывает, водитель спешил на вызов – не успел убрать салон. Или подъехал не туда: невнимательность при заказе или сбой GPS. Водитель едет строго по указанной точке. Хочется, чтобы пассажиры прямо и искренне говорили, что было не так в поездке.
Лично я пассажирам оценки не ставлю. Кто я такой, чтобы оценивать пассажира? Только если конфликтная ситуация, пассажир хамил или вел себя неадекватно.
- Почему столько аварий с участием такси?
- То, как ездят водители такси, мало чем отличается от того, как ездят обычные водители в городе. В «Яндекс.Такси» люди заходят пачками, и также выходят. Они думают, что на аренде много заработают, а по факту на аренде денег нет: ты платишь комиссию «Яндексу», комиссию парку и платишь дяде, который дал тебе в аренду машину.
А аварии – из-за неопытности и большого количества часов работы. Или не умения работать. Естественно, у тебя идет рабочее время – ты его растягиваешь надолго: при растянутом рабочем времени какая может быть внимательность?
- Что скажете по поводу организации дорожного движения в Мозыре?
- Слишком много лежачих полицейских на пешеходных переходах. Не надо было с этого начинать, а надо было – с воспитанности самих пешеходов. Очень много случаев, когда люди идут с уверенностью, что я сию минуту должен уступить дорогу. Есть разная обстановка и разные водители. Мы используем смартфоны в рабочем процессе. Не каждый водитель, который пришел в такси, хорошо знает город. Отвлекся на секунду на карту – сбил пешехода.
Пешеходы не уважают водителей, и наоборот. Но мне кажется, пешеходы должны внимательно смотреть по сторонам, чтобы убедиться, что их пропускают.
Еще мне очень не нравится перекресток на «Смаке» у бассейна. Ты поворачиваешь направо – и пешеход оказывается в мертвой зоне.
Также проблемные места – перекрёсток у магазина «Евроспар», и рядом перекресток, где идет строительство нового торгового центра. Очень много пешеходов на рынке «Привоз», на Притыцкого – из-за припаркованых автомобилей не видно пешеходов: улицу нужно расширять.
И второе: в городе очень много такси. Хотелось бы, чтобы возле каждого торгового центра и больницы было место для остановки такси, высадки и посадки пассажиров. Допустим, на «Бобровском» можно было бы уделить три места возле входа. В городе есть только две стоянки такси, не пользующиеся спросом: на рынке «Привоз» и на торговом за аптекой.
Записала Елена Мельченко.
Фото автора.
«Пассажир сбоку спрашивает: «А чего ты такой принципиальный?». Поговорили с водителем службы «Яндекс.Такси»
08 сентября 2021, 17:58
3 581 просмотр
0 комментариев