0°C
$ 3.4007€ 3.5895100RUB 3.3954
Интернет-издание «Полесье своими глазами»
Главная/Новости/Культура и спорт/«Моя родина – Мозырь». О наследии одного из самых искусных ювелиров мира Израиля Рухомовского говорили в выставочном зале

«Моя родина – Мозырь». О наследии одного из самых искусных ювелиров мира Израиля Рухомовского говорили в выставочном зале

2 636 просмотров
0 комментариев
«Мозырский мещанин еврейского вероисповедания» Израиль Рухомовский 33 года жизни провел в родном городе. В своих мемуарах «Моя жизнь. Моя работа» он подробно описал, каким был Мозырь в конце XIX века – эти сведения представляют большой интерес для историков и краеведов. Покидал свой город с грустью в сердце и с добрыми пожеланиями родине, которую, как чувствовал, больше никогда не увидит. Жил с семьей в Одессе, затем в Париже, и был признан одним из великих мастеров мирового ювелирного искусства. Он обладал феноменальной способностью видеть и творить мельчайшие детали своих шедевров. Перед талантом Рухомовского преклонялись в ювелирном доме Фаберже и в парижском Лувре, а его любимая работа – золотой саркофаг со скелетом – в 2013 году была продана на аукционе Sotheby’s за 365 тысяч долларов. Но до недавнего времени в Мозыре Израиль Рухомовский был мало известен… Все изменилось, когда в выставочном зале Мозырского объединенного краеведческого музея презентовали выставку в честь знаменитого ювелира. 
В этом материале мы расскажем о жизни Израиля Рухомовского и о том, как неравнодушным людям из Мозыря, Минска и Одессы удалось возродить память и заслуженную славу выдающегося мозырянина.



 
«Будь счастлива, дорогая родина»
Израиль Рухомовский родился в 1860 году в ортодоксальной еврейской семье. У мальчика с детства проявился талант к искусству: он самостоятельно овладел граверным и ювелирным делом. Первые инструменты ему помогла добыть старшая сестра. Родители мальчика, Хацкель-гольдшмидт (ювелир) Рухомовский и Фрейда Хацкулс, желали, чтобы тот стал раввином, однако быстро приняли устремления сына и не стали мешать. Отец Израиля и сам занимался изготовлением ювелирных изделий, правда, попроще: из серебра и меди. О матери знаменитый ювелир писал с теплотой и любовью: это была высокая и красивая женщина, очень хозяйственная, всегда готовая прийти на помощь тем, кто в этом нуждался. 


Женился молодой мастер также в юном возрасте: ему и его невесте не было и 17 лет. Девушку звали Мэра, с нею Израиль Рухомовский прожил в счастливом браке всю жизнь – в семье было шестеро детей, и глава семейства стремился взять как можно больше работы, чтобы обеспечить своих близких. Заказы шли: Израиль быстро заработал себе репутацию отличного ювелира. Часто он наведывался в Киев, где знакомился с трудами известных граверов и ювелиров, выполнял заказы российского ювелирного мастера, конкурента Фаберже, Маршака.
В своих мемуарах Рухомовский писал о том, что в Мозыре его семья жила на Полицейской улице. Таким было неофициальное название: на ней располагалась полицейская администрация. Официально же она называлась Киевской. В то время вдоль берега Припяти в Мозыре тянулись две длинные улицы: Полицейская и Паромная (официально – Слуцкая). Дом Рухомовских, как рассказывает историк и краевед Татьяна Никитина, предположительно располагался в районе нынешней Свято-Никольской церкви. 


 


В то время большинство горожан были по национальности евреями – почти 70%. За ними по численности шли русские, поляки, и только затем белорусы. Большим бедствием для горожан были частые пожары: крыши домов покрывались в то время соломой. Во время одного из таких пожаров сгорел дом Рухомовских. Семья приняла решение о переезде в Одессу. Израиль с близкими покинул Мозырь на пароходе в 1893 году. “Пароход отчалил… Долго-долго всматривался в очертания города, с которым расставался. Проезжаем обугленные колоды моста. Вдали маячит шпиль церковной колокольни. Пароход идет себе своей дорогой. Вот уже Кимборовские церковные развалины, куда мы ходили гулять. На крыше все еще стоит, задумавшись, аист на одной ноге. Будь счастлива, дорогая родина, я уже больше тебя не увижу”, - так писал он о расставании с родным городом в своей автобиографии.
 
Скандал с “тиарой Сайтоферна”
Рухомовский был одаренным самоучкой, однако для работы в Одессе требовался документ об образовании. Он сдал экзамен и стал работать гравером на фабрике «Жако». Весть о талантливом ювелире быстро разнеслась по городу: на него обратили внимание купцы 3-й гильдии братья Гофман. В 1895 году они заказали у Израиля Рухомовского золотую «тиару Сайтоферна» - якобы в качестве подарка для одного профессора истории. Сайтоферн был скифским царем: согласно историческим сведениям, древний город Ольвия трижды откупался от Сайтоферна дорогими подарками. Гохманы посчитали, что тиара как раз вписывалась бы в легенду. Мастер не знал о том, для чего на самом деле нужен «подарок»: заказчики объяснили идею, обеспечили Рухомовского необходимой исторической литературой и тот виртуозно выполнил украшение: тиара состояла из трех частей, в верхней располагался ажурный орнамент, в середине – сцены из Троянской войны, а внизу сцены охоты и скифского быта. Венчало тиару изображение змеи. За работу, которая выполнялась восемь месяцев, Израиль Рухомовский получил 1800 рублей. 




С готовой тиарой Гофманы отправились в Вену, где стали продавать ее как оригинальный исторический артефакт возрастом более 2000 лет, найденный при археологических исследованиях в Крыму. Учитывая дороговизну артефакта, братья попросили за нее приличную сумму, но покупателей в Вене не нашлось. Зато через посредника тиарой заинтересовались в самом Лувре. Музей в итоге и стал покупателем: ни у кого из экспертов Лувра поначалу не возникло сомнений, что перед ними искусно сделанная подделка. 


Как «чудо греческого ювелирного искусства», тиара была выставлена в музее. Парижане и гости французской столицы выстраивались в очередь, чтобы полюбоваться на нее. Большую роль в пиаре великолепного золотого изделия сыграла публикация в газете «Фигаро». Это же издание затем опубликовало и первое разоблачение подделки. Поползли слухи, что настоящим автором тиары является ни кто иной, как блестящий одесский ювелир Рухомовский. Сам он, тоже догадываясь об обмане, предпочитал уходить от ответа на вопрос, не он ли работал над тиарой: говорил, что не может знать об этом, не видя ее. 


В 1903 году специалисты по древним драгоценностям начали расследование по делу «тиары Сайтоферна». За деньги французского консульства в Одессе Рухомовский приехал в Париж, и, чтобы доказать свое авторство, выполнил по памяти фрагмент тиары, не видя ее саму – точь-в-точь. 


В итоге Рухомовский, сумевший доказать свою непричастность к афере, получил всемирное признание. Работа, хоть и являвшаяся подделкой, но поистине шедевральная, переехала в Музей прикладного искусства – автор был указан. 


Затем, в 1909 году, и сам Израиль Рухомовский с семьей эмигрировал во Францию и получил работу в Лувре. В Париже он прожил до конца своей жизни. По мнению историков, последние свои годы мозырский ювелир провел в благополучии, окруженный любовью и заботой своей семьи, признанный уникальным мастером своего дела. Современники свидетельствуют, что Рухомовский обладал феноменальной особенностью зрения: на одном квадратном миллиметре он без увеличительного стекла мог выгравировать 9 букв! 
 
«Шедевр всей жизни»
«Тиара Сайтоферна» подарила Израилю Рухомовскому всемирную известность и признание в мире ювелирного искусства, однако сам он считал «шедевром своей жизни» совершенно другую работу, над которой трудился 9 лет. Это «Саркофаг со скелетом» длиной 10 см и высотой 4 см. Сверху, на крышке саркофага, выгравирована мрачная философская картина «Шествие смерти», где скрупулезно проработаны мельчайшие детали лиц. По бокам – картины жизни человека от рождения до смерти. Внутри саркофага находится золотой скелетик, который, хоть и является частью композиции, сам по себе шедевр. Он состоит из 167 миниатюрных анатомических частей, соединенных в строгом соответствии с оригиналом – подвижные детали двигаются так же, как у настоящего скелета. По воспоминаниям самого Рухомовского, работа была навеяна тяжелым жизненным периодом, связанным с продолжительной болезнью, заставившим его по-другому осмыслить собственную жизнь. 


 


Работа «Саркофаг со скелетом» в 1903 году получила золотую медаль на выставке Салона французских мастеров. В 2013 году «шедевр всей жизни» мастера из Мозыря был продан на аукционе Sotheby’s – за него заплатили 365 тысяч долларов. Сегодня работы Израиля Рухомовского хранятся в экспозициях Лувра, Эрмитажа, музея Фаберже, Русского национального музея, Киево-Печерской Лавры, а также в частных коллекциях. 
 
Рухомовский вернулся домой
Пока посетители ведущих музеев мира восхищались ювелирными изделиями Израиля Рухомовского, на его родине, в Мозыре, о нем не знали почти ничего. Гораздо больше он был известен в Одессе, куда переехал жить после мозырского пожара. Гостем выставки, посвященной жизни и творчеству Израиля Рухомовского, стал историк и краевед Александр Бобр. Он поделился своей историей знакомства с наследием талантливого земляка. По словам Александра Григорьевича, впервые он услышал о Рухомовском, когда в Мозыре гостил внучатый племянник ювелира, известный белорусский кинооператор Израиль Пикман (тоже мозырянин: в Мозыре он снимал фильм «Девочка ищет отца»). Знакомство произошло на рыбалке: кинооператор рассказал о саркофаге и тиаре, некоторых других работах. Судьба и деятельность Израиля Рухомовского показались мозырскому историку очень интересными. Вскоре кинооператор уехал в Израиль, но спустя несколько лет через сыновей передал Александру Бобру местную газету на русском языке – там была статья с отрывком из книги воспоминаний Рухомовского. Эту книгу мемуаров с идиша на русский перевел сам Израиль Пикман. Александр Григорьевич включил отрывки из публикации, посвященные воспоминаниям Рухомовского о Мозыре, в свою книгу. 


Постепенно в Беларуси все чаще стало звучать имя Израиля Рухомовского. В 2014 году на белорусском телевидении вышел фильм из серии «Обратный отсчет»: «Корона царя Сайтоферна или Привет Лувру из Мозыря». Сценарий написал известный сценарист и режиссер Борис Герстен. Кроме того, жизни и искусству Рухомовского была посвящена статья в журнале «Планета». 


Самым, пожалуй, известным исследователем творчества и биографом Израиля Рухомовского стал отставной моряк из Одессы Александр Гун. Это тоже удивительная история: на службе во флоте он однажды заприметил брошюрку, посвященную величайшим подделкам века. Его заинтересовал именно Рухомовский, долгие годы проживший в Одессе. Брошюру моряк всюду возил с собой, а по выходу в отставку стал изучать, кем же был этот незаурядный человек. На поиски информации он потратил 10 лет, вершиной его труда стала книга, посвященная мозырскому ювелиру – «Тайна золотой тиары». В честь Рухомовского в Одессе по инициативе Александра Гуна установили мемориальную доску.


 


Научный сотрудник Мозырского объединенного краеведческого музея, ведущая церемонии открытия фотопрезентации Ева Бобр рассказала, как сошлись все звенья этой цепи воедино здесь, на родине ювелира. Как экскурсовод она принимала гостей из Минска: членов клуба путешественников под руководством Софьи Вертлиб. Ева Августиновна рассказала гостям историю о тиаре Рухомовского, талантливого ювелира из Мозыря. Софья Вертлиб знала эту историю и была хорошо знакома с внучатой племянницей мастера, Ириной Ганелес, проживающей в Минске. Однажды во время беседы Ирина Ильинична посетовала, что на родине мало кому известен Израиль Рухомовский. Так и возникла идея об открытии в Мозыре экспозиции об этом уникальном мастере. Софья Абрамовна связалась с Александром Гуном из Одессы, который за несколько лет собрал бесценные материалы об Израиле Рухомовском, и написал книгу «Тайна золотой тиары». В дар Мозырскому краеведческому музею Александр Гун передал уникальные фотодокументы о жизни и творчестве ювелира – 14 кг материалов для экспозиции были пересланы дипломатической почтой при участии украинского посольства в Беларуси. Выставка будет работать на постоянной основе, ее может посетить любой, кто интересуется выдающимися уроженцами Мозыря. 


Так Израиль Рухомовский получил признание дома, но, безусловно, он заслуживает еще большего: памятник или мемориальная доска в честь мозырского мастера с мировым именем могли бы стать огромным подспорьем для развития культурного и туристического потенциала нашего города. 


Подготовила Елена Мельченко.
Фото автора. Архивные фото предоставлены историком Татьяной Никитиной. 
 
Добавить комментарий