О собеседнике
Александр Зыков – предприниматель, организовавший в Мозыре Мозгобойню. По специальности – айтишник, продолжает работу по ремонту и обслуживанию компьютерной техники. Знаком всем, кто в нашем городе не мыслит вторничного времяпровождения после работы. Дарит шампанское за эрудицию!
- Напомни, пожалуйста, сколько лет Мозгобойне в Мозыре. Первый полуюбилей отпраздновали?
- Ух, ты, да, Мозгобойне в Мозыре уже 5 лет! Сам не верю, что столько времени раскрашиваем серые будни. Но стоит отметить, что самая первая Мозгобойня прошла в Минске в апреле 2012 года. То есть через полгода игре будет уже 10 лет.
- Как для тебя началась эта история?
Впервые я сыграл в Минске, и эта атмосфера меня покорила. Я подумал, что было бы неплохо и в Мозыре сделать такой же проект, где друзья и коллеги могут встречаться, общаться и при этом интересно проводить время.
- Но один барный квиз в Мозыре на тот момент уже был.
- Да, до нашего появления в городе был (и есть) Jack Quiz. И я даже сыграл однажды для принятия окончательного решения, нужна ли Мозгобойня в Мозыре. Но сразу же понял, что это слишком разные игры. Мы точно не конкуренты. Скорее коллеги, потому что предлагаем хоть и похожий досуг, но разный по содержанию.
- Не дорого ли обошлась франшиза?
- На тот момент стоимость франшизы была приемлемой. Но сама по себе стоимость ничего не говорит. Гораздо больше тратится на развитие и поддержание проекта.
Если говорить про условия франшизы, то они изменялись и не раз, ведь Мозгобойня постоянно растет, появляются новые идеи и люди, которые толкают компанию вперед, чтобы быть в тренде.
- Мозырская аудитория Мозгобойни достаточно велика?
- В плане аудитории каждый город уникален. Есть различные примеры. В маленьком городке Реж в России с населением в 36 тыс человек играло одновременно более 25 команд, И в то же время в городах с населением 300 тысяч едва собиралось 10 компаний, желающих сыграть.
- После вас в городе запускались и другие квизы, но не смогли закрепиться. Хотя, если судить по вашей аудитории и аудитории Jack Quiz, заинтересованные в играх были. Что, на твой взгляд, помешало другим играм развиться в Мозыре?
- Другие квизы не смогли закрепиться по различным причинам. Кто-то думал, что достаточно придумать интересные и заковыристые вопросы, при этом не уделял внимания качеству организации самого мероприятия. Ведь мы задали достаточно высокий уровень. Кто-то наоборот, сделал красивую обертку, но забыл наполнить содержимым. Мозырь очень большой, и многие люди даже и не подозревают, что есть такое развлечение, как квиз. Поэтому игровой потенциал eще есть.
- Были моменты, когда ты читал вопросы перед игрой – и был недоволен?
- Вопросы для игр в различные моменты были и гордостью и разочарованием. Но сейчас ситуация развивается стабильно в хорошем направлении. На сегодняшний день в компании есть группа авторов, которые работают над тем, чтобы создавать интересный контент. Они проверяют факт в различных источниках, выстраивают логику и формируют вопрос. После этого полученный вопрос пройдёт проверку корректором. При этом за почти 10 лет в компании поработало много различных авторов и вопросы о некоторых фактах могли повториться. Такое редко, но бывает. Поэтому головным офисом была разработана внутренняя электронная база, которая хранит и проверяет все вопросы за всё время.
Бывает, что может встретиться и фактологическая ошибка. Иногда замечаю сам, а иногда об этом указывают участники на игре. Но ничего критичного в этом нет, ведь мы создаём веселый и интересный вечер, а не ищем самого умного.
- Многое в игре зависит от ведущего. В первое время ты взялся вести сам. Как тебе опыт?
- Да, первый год я вёл игры сам. Но с опытом понял, что необходимо делать игры еще качественней. А ведущий из меня, стоит признать, так себе. Поэтому для улучшения проекта пришлось привлекать ведущих, а самому заниматься подготовкой, организацией и решением возникающих вопросов в процессе игры, чтобы сама Мозгобойня проходила максимально гладко.
Но в организации игры важна команда. Это и ведущий, и помощницы, и фотограф. И даже официанты в заведении тоже с нами в одной лодке. Каждый помогает задать хорошее настроение и дружелюбную атмосферу.
Ведущий на Мозгобойне очень важен, хоть от него и не требуется ничего сверхъестественного. Сценарий игры практически неизменен, поэтому личная харизма и позитивное отношение к происходящему позволяют ведущему создать отличную атмосферу в зале.
- Самое большое количество человек на одной игре, и самое маленькое число участников – сколько их было?
- Самое большое количество человек было на праздновании первого дня рождения. В ресторане РЦ Спутник поместилось без малого 200 человек, а с учетом персонала цифра была даже чуть больше.
Самой маленькой компанией мы играли в одну из тематических игр. Просто тема была достаточно узкой, но все, кто принимал участие, остались очень довольны.
- Игроки в Мозгобойню. Кто эти люди?
- Играющие самые разные. Их нельзя объединить в одну группу по каким-то признакам. За соседними столами могут сидеть простые рабочие и руководители компаний, спортсмены и учителя, айтишники и врачи. Просто у каждого своя цель. Кто идёт за победой, а есть команды которые ни разу не попадали в призовую тройку, но при этом они постоянно играют, потому что они приходят за атмосферой и общением.
- Давай раскроем секрет победы на Мозгобойне. Какой должна быть команда?
- Победить в игре проще, когда команда состоит из людей разных возрастов и разных интересов. Потому что вопросы в игре затрагивают максимально различные сферы жизни. Другое дело, если вы придёте на тематическую игру. Бывали случаи, когда команды взлетали на призовой подиум, просто потому что это была их тема, хотя обычно они замыкают таблицу результатов.
Назвать, кто побеждал чаще всего затруднительно, но есть тройка команд, которая чаще всех оказывается вверху таблицы.
- У команд бывают такие заковыристые названия. Случалось, когда ведущий отказывался читать название команды по цензурным соображениям?
- По поводу названий команд – да, мы людей не ограничиваем и даём пространство для творчества, где они начинают креативить. Иногда приходится краснеть во время озвучивания таких названий. Но это, скорее, исключение. Обычно есть какая-то отсылка или предыстория, связанная с названием. При этом бывали случаи, когда ведущий не мог прочитать название команды по этическим причинам.
- Назови, пожалуйста, мозырского игрока в Мозгобойню всех времен и народов.
- Сложно выделить кого-то одного. У нас достаточное количество людей, которые играют постоянно и с самой первой игры. Да, кто-то с перерывами, но всё же. Наверное, главными завсегдатаями я могу назвать Дениса Игнатовича из команды «Мюмзики в мове» и Дмитрия Кулика из команды «Собака Павлова».
- Спорные моменты, когда представители команд пытаются доказать, что их ответ был правильный… А кто это проверяет?
- Вопросы у нас в игре вообще не оспариваем. Борьба может идти только за зачет написанного ответа. Решение в большинстве случаев принимается мной. Бывает такое, что ответ команды максимально подходит под вопрос, хотя автор подразумевал что-то другое. Если нет отсечек, то в таком случае вопрос будет зачтен. Бывало, что я сам ошибался, доверившись авторитету оспаривающего игрока. Все мы люди. И это всего лишь игра. Не корову же разыгрываем.
- Теперь игрокам предлагается не только классическая Мозгобойня, но и тематические квизы. Они тоже популярны?
- Новые ветви Мозгобойни – это некое второе дыхание. Но это игры не для тех же игроков, которые любят классику. Просто потому что это тематические игры. Условно говоря, зачем идти на игру по Гарри Поттеру, если ты ни разу не читал книг и не смотрел фильмов про этого персонажа? А бывает абсолютно наоборот, когда объявленная тематика является интересом всей твоей жизни. Есть команды, которые ходят абсолютно на все игры. Есть, которые любят исключительно классические квизы, а также есть команды, которые иногда приходят только на интересующие их тематики.
В начале этого года я запустил в Мозыре совершенно другую игру – Туц-Туц Quiz. Эта игра от создателей Мозгобойни для любителей музыки, там практически нет текстовых вопросов, но зато есть более 100 различных аудио-музыкальных вопросов. Формат игр разнится, и аудитория тоже отличается. Есть участники, которые когда-то раньше разлюбили Мозгобойню и перестали играть, а сейчас снова снами и поют песни на Туц-Туц Quiz! Атмосфера просто потрясающая. Рекомендую каждому сыграть.
- Как на вас повлияла пандемия?
- Коронавирус сильно ударил по всем сферам. И по Мозгобойне в том числе. Возобновить игры после вынужденной паузы я решил не сам, а по просьбам участников, которые очень хотели играть. Команды стали меньше, да и самих команд стало меньше, но мы продолжили делать игры, и будем продолжать, ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Многие люди, и я в том числе, уже не представляют, что вторник может быть без Мозгобойни.
- Игроки – это одни и те же люди, или вливаются новые?
- Чаще играют одни и те же, но и новые лица появляются. Потому что у каждой команды есть цикл жизни. Рано или поздно ребята перестают играть и на их место приходят другие.
- Расскажи, какой ответ на вопрос запомнился больше всего.
- Самым запоминающимся, и даже локальным мемом, стал стиль команды «208 вид». Они могли стабильно хорошо играть 6 туров, а в блице зачастую везде писали «лаваш» и ставили галочки. Из-за неправильных ответов и галочек они получали минус 14, что опускало их на последнюю строчку. Это и было их целью, ведь за последнее место мы дарим маленькую бутылку шампанского. Но однажды, даже получив минус 14, они оказались на предпоследнем месте, ничего не получив. Как они сами потом сказали, это было самое большое их фиаско.
- Что новенького ждать от бренда Мозгобойни в ближайшее время?
- Всегда стараюсь удивлять, привносить что-то новое в игры. Помимо тематических игр я делаю и специальные, такие как Белая или Черная Мозгобойня, когда все участники приходят в одежде одного цвета. Уже дважды организовали пикник, большой движ на природе. Очень классный формат отдыха, подготовка к которому заняла очень много сил и средств.
Сейчас на стадии оценки и запуска еще один проект, также игровой командный формат, но суть отличается от привычных и знакомых квизов. Новый проект называется «Держи Пять!» Это викторина, в которой вам будет задано 30 самых неожиданных, смешных и непростых вопросов. Но прежде чем играть с вами, мы задали эти же вопросы нескольким сотням прохожих и получили самые разные ответы. Срез наших респондентов максимально разнообразен: это и студенты, и пенсионеры, и бизнесмены, и артисты, и спортсмены, и бармены, да вообще кто угодно. Проведение опросов мы снимаем на видео и в самой игре покажем вам несколько роликов, чтобы вы самостоятельно убедились в правдивости проведенного нами опроса. Предложенные варианты ответов мы разделили по рейтингу и отобрали 5 наиболее популярных. Сама игра состоит из 5 туров и суперигры. Каждый тур нашей игры будет иметь свою индивидуальную специфику вопросов и ответов. Количество участников в команде от 2 до 10 человек. В «Держи Пять» нет правильных ответов, в нашей игре нужно максимально включать логику и интуицию, ведь необходимо постараться угадать как ответило большинство обычных прохожих. Мы даже не будем запрещать вам пользоваться гаджетами во время игры, потому что Google вам здесь вряд ли поможет.
Чтобы не пропустить первую игру «Держи Пять» в Мозыре, подписывайтесь в инстаграм на аккаунт @d5mozyr. До встречи на играх!
Записала Елена Мельченко.
Фото из архива Мозгобойни в Мозыре.