0°C
$ 3.4007€ 3.5895100RUB 3.3954
Интернет-издание «Полесье своими глазами»
Главная/Новости/Мнения/Александр Мазьков: «Для «Легиона» каждый спектакль словно бой»

Александр Мазьков: «Для «Легиона» каждый спектакль словно бой»

2 295 просмотров
0 комментариев
Александр Мазьков: «Для «Легиона» каждый спектакль словно бой» Уже совсем скоро – в начале февраля 2022-го года – флагман любительского театрального движения Беларуси – народный любительский театр «Легион» отмечает 20-тилетний юбилей. За это время театр прошёл путь от проекта нескольких энтузиастов до победителя и призёра республиканских и международных конкурсов, а самое главное, до знака качества для своих зрителей, доверие которых было завоёвано яркими, интересными спектаклями.

Об истории театра, его коллективе, внутренней кухне, достижениях и планах мне посчастливилось поговорить с художественным руководителем «Легиона» Александром Мазьковым.
 
- Александр Васильевич, каково это – возглавлять любительский коллектив? 
- Буду предельно честен: сложно, но интересно. Даже фактор занятия любимым делом не производит мою работу в ранг радужного и безоблачного времяпрепровождения (улыбается). Зрители ведь видят вершину айсберга – спектакль, и большинство из них не догадывается, какой труд вложен в процесс подготовки двухчасового действа, легко и как по волшебству льющегося на них со сцены! Им не видно, сколько физических, нервных, моральных сил израсходовано для того, чтобы эта «музыка заиграла без фальшивых нот»! Театр, сцена, да и вообще искусство – если ты занимаешься им искренне, а не «в полножки» – это то место, где многие не выдерживают, «сгорают», сходят с дистанции. Это территория сильных людей, на самом деле. 
Я не жалуюсь – поймите правильно, и отнюдь не набиваю себе цену. Просто работа худрука – это сплошная дуэль! «С трудностями», – отвечаю я вам, видя ваш вопрос в глазах (улыбается)
Не стану говорить о «железе» (урезанные сметы, отжившие осветительные приборы, ротация состава, неизбежная в самодеятельных коллективах и проч.), скажу о главном. Актеры любительского коллектива люди творческие, разношерстные, и для них театр – не работа, но хобби. Да, безусловно, все они со способностями, а кое-кто даже с некоторой долей таланта. И вот из этого веселого, кипящего, фонтанирующего шутками и розыгрышами улья энтузиастов мне нужно сделать дисциплинированную команду. То самое боевое театральное подразделение, тот легион, который после тяжелого ученья легко выйдет на сцену и победит в бою, говоря словами моего великого полного тезки Суворова (смеется).


 


- Кратко, но емко! Продолжая разговор о коллективе, можно хотя бы примерно подсчитать, сколько людей прошло через «Легион» за эти 20 лет, и сколько человек насчитывает ваш состав сейчас?
- Много людей прошло. Ротация, о которой я говорил выше, процесс перманентный. И это нормально. Однако костяк остаётся стабильным и состоит из актёров, игравших ещё в нашем предшественнике – народном любительском театре «Дилижанс», где играл и я сам. На данный момент основа коллектива – это 12 человек, и ещё столько же попробуют проявить себя в нашем коллективе в последнее время. Но мы никогда не старались брать количеством. Наша икона – качество.


- В вопросе актёрского мастерства вы придерживаетесь точки зрения, что буквально натренировать актёра полностью невозможно? То есть фраза про 1% таланта и 99% трудолюбия относительно актёрства не совсем верна?
- Я не театральный педагог, и мое мнение субъективно, но я склоняюсь к мнению, что доля таланта у актера должна сильно превышать 1 процент. Уверен, многие со мной согласятся. Ведь театральные вузы не зря проводят профотбор еще до экзаменов. Именно на нем выявляют степень актерских способностей абитуриентов. А трудолюбие – это, простите за штамп, вторая часть любого успеха. Уверен, что даже самые талантливые актеры не смогли бы стать великими, тщательно не вкалывая. 
У нас при наборе все просто: пришел, представился, познакомился с ребятами, посмотрел на репетицию и, когда созрел показать себя, будь любезен, читай с нами отрывок из пьесы! Ты… Азазелло! Или Гранд-Скубик! Или вот тебе сюрприз: ты Баба Яга! Ну и что, что ты мужчина и у тебя двое детей? У нашей лучшей легионской «Бабы Яги» Виталия Богданика их трое! (смеется). Так что за красивые глаза к нам не попадешь!




Несмотря на любительский статус, мы являемся коллективом Дворца культуры ОАО «Мозырский НПЗ», а это ко многому обязывает. Спрос с нас высокий. Мы не имеем права «выдать халтуру» и должны поддерживать стабильно высокий уровень. На кону честь лучшего завода в республике, как ни пафосно это прозвучит!


- Как происходит подбор репертуара? Это сугубо ваша задача или же у вас есть коллегиальное обсуждение с актёрами?
- Формирование репертуара у нас, как и во всех профессиональных театрах лежит на плечах режиссёра. И здесь не командую парадом. Я второй режиссер. А первый – Ирина Мазькова. Она же художник-постановщик. Она всегда принимает окончательное решение, какой спектакль ставить. Я или актёры можем предлагать свои варианты, если находим что-то интересное, но последнее слово всегда за ней. Спектакль всегда сначала должен «родиться» в голове режиссёра, так сказать, «обрести фундамент». Надо заметить, что детская часть нашего репертуара почти полностью состоит из моих авторских сказок, которые я пишу под наших актёров. Свой автор – это предмет зависти для любого самодеятельного коллектива, между прочим! Но придумываем мы их вместе с Ириной, иногда долго споря, с пеной у рта отстаивая свою точку зрения, творчески поругиваясь (смеётся), но неизменно приходя к консенсусу. Вот такой семейно-рабочий дуэт (улыбается).


- Интересная совместная деятельность! Читая о кино, часто натыкаюсь на рассказы о той работе, которую проводят студии, анализируя зрительский интерес, выявляя наиболее интересные людям жанры, настроения фильмов и прочее. Можно ли что-то подобное встретить у вас, следите ли вы за зрительским интересом к спектаклям профессиональных театров, чтобы попытаться предугадать, какой спектакль понравится массам?
- В нашем случае не существует способа дать чёткий ответ на вопрос: «Что именно интересует зрителя?». Эти интересы крайне переменчивы. Сегодня у человека настроение для комедии, а завтра для трагедии. Все индивидуально. Настроение зрителя переменчиво, как майская погода. Здесь гораздо больше зависимости от внутреннего состояния режиссёра в определённый момент. Да и мы просто более свободны в плане выбора репертуара, чем профессионалы. Мы уже знаем своего зрителя, растём вместе с ним, учим его и учимся у него сами. 





- То есть сейчас мы можем говорить о том, что зритель идёт, в первую очередь, на «Легион», а не на определённый спектакль, и готов смотреть и оценивать ваши эксперименты?
- Именно. Я уверенно могу сказать, что у нас есть свой зритель, преданный, убеждённый в высоком качестве нашего театрального продукта. Кроме того, в Мозыре достаточно людей, любящих театр, безусловно, «по умолчанию», что называется, а потому все разговоры о возможной смерти театра сильно преувеличены. Пока будет жив зритель, алчущий эмоций и зрелищ, будет жив и театр. 


 


- Часто встречал мнения людей, считающих игру непрофессиональных актёров более естественной, живой и «цепляющей». По-вашему, с чем это может быть связано?
- Вопрос дискуссионный. Да, бывает, что в профессиональном театре актеры играют «без огонька», дежурно, для проформы. И это хорошо видно, здесь зрителя не обманешь. Какие причины? Могу лишь предполагать. Может, личные: физиологические, финансовые, бытовые, ментальные. А, может, просто не нравится пьеса, роль, а играть надо! Но, возможно, основной причиной подобного манкирования службой является усталость от материала. Ведь профессиональные театры играют много, часто и, возможно, у актера нивелируется, выгорает то чувство, с которым он выходил когда-то на премьеру. И тут черным всадником апокалипсиса возникает слово «рутина». Хотя, возможно, я ошибаюсь. 



Для нас же каждый спектакль – это, в хорошем смысле, «бой» со зрителем. Отсюда, собственно и название коллектива – «Легион». Мы выходим на сцену как на бой за любовь всех тех, кто собрался в зале. Мы всякий раз выкладываемся на 200%! Живем на сцене так, чтобы в конце у актёров спина была мокрая от психоэмоционального взрыва, от искренних эмоций, посланных в зал, от адреналина! Возможно, именно эта наша самоотдача и восполняет недостаток актерской техники, присущей профессиональным актерам. 




- Теперь понятно. Однако давайте вспомним прошлый год. Какие события стали главными в году для «Легиона» в целом и для вас в частности?
- Если говорить конкретно обо мне, то таким событием стала постановка моей сказки «История шоколадного дерева» в Национальном академическом театре имени Я. Купалы в Минске. Премьера состоялась 18 декабря. Это знаковое для меня, как для драматурга, событие. Это признание моих литературных способностей на республиканском уровне! Представляете, как бесновался адреналин в моей крови в момент премьеры? (смеется) 




- Боюсь даже представить!
– Да, это сложно передать словами. Ну а главное событие в жизни коллектива – это, конечно, блестящая победа на фестивале любительского театрального искусства «Свет рампы» (г. Могилев). За спектакль «Мастер и Маргарита» мы получили сразу две главных награды: «Лучшая режиссерская работа» и «Гран-при». Данный фестиваль является самым престижным для белорусских любительских театров. Причины серьезные: некоммерческий статус, патронаж Могилевского исполкома, широкий состав участников, авторитетное и профессиональное жюри. Несмотря на статус регионального, фестиваль фактически является международным. Ранее мы соревновались на нем и с прибалтийскими и с российскими коллективами. В этом году также были представлены любительские театры из России (г.г. Ардатов, Гатчина и Санкт-Петербург). Причем гатчинский и питерские коллективы почти полностью укомплектованы выпускниками Российского государственного института сценических искусств им. Черкасова (бывший ЛГИТМиК). Как вам такие конкуренты? (улыбается) Но мы их все-таки победили! И наконец, в конце года мы с успехом представили зрителям нашу новогоднюю сказку, отыграв десять спектаклей и создав настроение праздника не только детям, но и себе. 


- Вот мы и пришли к главному – юбилейному году. Приоткройте, пожалуйста, завесу тайны празднования вашего юбилея. Есть ли уже какие-то идеи, наработки того, что это будет и как это будет?
- Я пока могу точно сказать, что это будет весной. Мы хотим сделать этакий театральный капустник. Не раскрою всех нюансов (их пока и нет!) но то, что на сцене будет яркое шоу – это точно. Будут музыка, театральные миниатюры, может быть, отрывки из спектаклей, не обойдётся без хорошей порции юмора, конечно. Чего не будет, так это протокола: чествований, награждений и поздравлений коллективу. Это мы будем поздравлять нашего зрителя. Ведь, в первую очередь, это праздник тех, кто был с нами на протяжении двадцати лет. Это будет шоу, где мы покажем весь спектр своих талантов и попытаемся открыться перед зрителями с новой для них стороны. 



Во время беседы можно было буквально физически ощутить весь исходящий энтузиазм, настоящий огонь, зажигающий всех окружающих, исходящий от собеседника. Хотелось бы призвать наших читателей присоединиться к числу зрителей, которое, я надеюсь, когда-нибудь сможет сравниться с римским легионом.


Уже после интервью Александр рассказал, что девизом «Легиона» является латинская фраза «Там победа, где согласие», а потому хотелось бы пожелать «Легиону» сохранять это самое согласие и продолжать свою победную поступь к новым вершинам, может быть даже к «Ордену почётного легиона»!


Максим Зараник.
Фото предоставлены героем материала.
Добавить комментарий