У каждого из нас есть место силы, уголок душевного покоя и источник энергии одновременно. Совсем скоро знакомый поворот и указатель, а перед глазами всплывают картины памяти из далёкого детства. И даже мороз не сможет перебить воспоминания о том запахе чабреца и еще какой-то, до сих пор незнакомой мне, травы, который так хорошо слышен здесь летом.
Со всех сторон доносится лай собак. Ещё один знакомый поворот, где раньше была скамейка, на которой сидели бабушки, именуемая в народе «таможней». Им было, что рассказать. В деревне так всегда: стоит заговорить со случайным прохожим – узнаешь много нового о жизни, проблемах и радостях сельчан. Каждая часть деревни – свой «микрорайон». В памяти всплывают их названия: Городинка, Залесье, Заречка, Гарманы, Баяра.
Первые собеседники – Мария с мужем, повстречались мне возле сельского дома культуры, в здании которого расположена и библиотека. «Идём в магазин, он у нас хороший, всё есть и автолавка не нужна», - говорит сельчанка. «Недавно концерт был там, а клуб, может, и закроют - на пенсию ушла наша библиотекарша».
Рядом с бывшим зданием школы открыта калитка и протоптана по снегу дорожка. Захожу.
Лидия Фёдоровна Щипер готовит завтрак, в печи потрескивает огонь, снова окунаюсь в детство.
«Живу одна, мой котик»,- ласково говорит хозяйка и тут же предлагает чай, налив воду в «чугунчик», ставит его в печь. «Летом так работы хватает, а сейчас что. Одни куры остались. Да собаки бегают - перевернули гряды, чеснок топчут. Недавно из больницы я, приболела была, тяжело мне их гонять» - переживает Лидия Фёдоровна.
Самые теплые воспоминания у меня о школе, которой здесь уже давно нет. Фиточай по средам из самовара в столовой, уроки окружающей среды, где каждый камушек из огромной коллекции «Полезные ископаемые» мы могли потрогать, и сделать свой настоящий гербарий. Каждый уголок школы был таким красивым и родным.
А вот и магазин «Анастасия», о котором уже слышала от сельчан – просторный, светлый.
Дмитрий – предприниматель, открыл его в августе прошлого года. «Всё, что надо для покупателей, всё есть. Ассортимент большой – 26 видов печенья. Ни в одной, я думаю, что деревне нет столько печенья. Всё есть. Хлеб, молоко, сметана, мандарины, апельсины. Комбикорма. В зимний период покупателей немного, мы стараемся для людей – цены не заоблачные, продукты свежие».
В магазине есть выбор и промышленых товаров, чуть дальше прохожу в отдел строительных материалов. «У нас есть и интернет-магазин, где больше 4000 наименований строительных материалов», - с гордостью добавляет Дмитрий.
Заречка – именно так называют это место. Вдали виднеется необычная постройка из «чурбанов и глины», как дальше пояснят хозяева. « В интернете идею подсмотрели» - рассказывает Галина Алексеевна Мартынковская. Подворье немаленькое, ухоженное, со своим озерцом и баней в планах. «2 собаки, котик, кролики, утки, куры», - перечисляет хозяйка. Галина Алексеевна – человек творческий, работает в соседнем агрогородке Прудок руководителем любительского объединения «Рукодельница», поёт. Хозяйка наровит угостить чаем, а я уже и так согрелась, пока разговаривали.
Узнаю, что совсем недалеко живут старейшие местные жительницы. Снега - по колено, давно не ходила по такому высокому.
Ольга Фёдоровна Капора, 1939 года рождения, открыла дверь не сразу, несколько раз переспросив: «Хто?» Памяти этой женщины могут позавидовать молодые, вместе с рассказом о коренных старейших жителях, кроме фамилий, имён и отчеств, она называла и годы их рождения.
Рассказала о том, как 7 лет строила в Мозыре мост. Одна заработала грамоту Верховного Совета БССР. Носилками носили кирпич, бетон. «Нос отморозила».
Тётя забрала в Калинковичи, там Ольга Фёдоровна научилась шить. Поехала в Витебск, «кончыла закройщыцай».
«Што е на свеце, я магу усё пашыць. Адкапай усiх мёртвых, так я тут усiх абшывала. Цяпер ужэ дзецi лучшэй жывуць, а раней - дзе-та, хто-та дау мацерыяла, я пашыла кiмоначку». И тут же пояснила, что это платьице без рукавов, добавив слово «кiмано».
Рассказала бабушка, что сын помогает: продукты привозит, дрова в дом приносит, чтобы не мёрзла.
Из уст многих жителей прозвучало: «Ты к Марии Ивановне зайди, она у нас самая старейшая». Ласково и уважительно добавляли: «Учительницей работала».
Подхожу к очень уютному дому, с красивыми занавесками и вазонами на окнах. Расчищенный от снега двор немного запутал, но потом поняла, что хозяйка не одна, кто-то из близких ей помогает. И правда, дома Мария Ивановна была с дочерью.
11 января Марии Ивановне Ситник исполнилось 95 лет.
«Три внука, три правнука. Общий стаж мой работы по трудовой книжке - 41 год и ещё 3». Поговорили о сыне, который живёт далеко – в Кременчуге, зато дочери рядом – в Мозыре.
«Вахтовый метод у нас, - смеётся дочь. – Если вы хотите, чтобы я быстрее умерла, то не покупаем кур. Их у нас 11 и кот. Зимой трудно маме, а так она сама – и кур покормит, и приготовит себе. Почтальона уже нет, пенсию привозят централизованно. В магазин не ходит, продукты мы ей привозим».
«Знаешь, моя дорогая, если вот так сидеть, - сложив руки на груди, показывает Мария Ивановна, - то лучше умирать. Я думаю, если доживу, потому что сроки уже поджимают (смеётся), попробую весной сходить в магазин».
Посетовала Мария Ивановна и на сегодняшние семьи, что детей мало рожают. Рассказала о том, что боится умирать зимой.
«Пусть живут дачники. Всё равно деревня живая. Дома у нас покупают, они заняты, не пустые».
Я согрелась. Не только от тепла в доме, но и от внутреннего тепла и мыслей о будущем деревни. Оно есть. Пусть только будут её жители такими же добрыми, открытыми и необыкновенно светлыми людьми. Мысли прервал взгляд на окна - зимние узоры на стёклах, как в детстве. В городе на пластиковых окнах мороз узоры не рисует. И не всегда шерстяные носки помогут согреться так, как согрелась я сегодня.
О деревне:
Численность населения по Прудковскому сельском Совету на 01.01.2022 года в д. Борисковичи:
Домовладений – 103, население - 162, трудоспособного – 88,пенсионеры – 62, детей в возрасте до 17 лет – 12, семей с детьми-8. Трое школьников учатся в Прудковской СШ, организован их подвоз.
Марта Мороз.
Фото автора.