«Как я могу осуждать другого, если был хуже него?»
- Я не стесняюсь говорить о том, что был алкоголиком. Не пью уже 15 лет… В 52 года пришел в церковь, до этого у меня было три запоя за два года. Лежал в наркологии – была сильная зависимость, и ничего не помогало. Справился с Божьей помощью, - начинает рассказ Михаил. – В Мозыре тогда был новый епископ, наладили контакты с итальянским движением трезвости. Курсы у них были светскими: рассказывали, что такое алкоголизм, кто такие созависимые. Их поддержала тогдашний руководитель социально-педагогического центра Ольга Шагиева. Дальше при поддержке Ольги Шагиевой и отца Александра Лопушанского мы объединились, создали группу анонимных алкоголиков, разработали православную программу. Это было 6 июня 2011 года.
Опыта у нас не было – узнали, что в Жировичах есть площадка по борьбе с алкоголизмом – «Анастасис». Там собирались люди из разных городов и стран, чтобы пройти реабилитацию. Мы поехали туда, к отцу Дионисию, наладили сотрудничество. Какое у нас было лечение? Брали разную литературу о вреде алкоголизма, делились друг с другом своими переживаниями. Благодаря нам люди, больные алкоголизмом, и их семьи, начинали понимать, что алкоголизм это болезнь, а не распущенность. Это серьезная болезнь.
Вместе со священником Александром Лопушанским ездили по святым местам, принимали причастие, исповедовались, читали молитвы – так человек невидимо преображается. Один наш брат рассказывал, что ему достаточно было раз в неделю приходить в группу – этого хватало. Была совсем другая энергетика: любовь и мир. Мы помогаем друг другу, человек не остается один. Это важно: мы были отвержены, столько зла натворили – надо понимать, что такое алкоголизм. В основном собрания посещали 50-60-летние люди, несколько лет назад стали приходить и помоложе, 40-летние.
Мы ведем собрания как анонимные алкоголики, разбираем Евангелие. В Гродно есть сильная православная группа – и к нам пришел на собрание один человек из Гродно, он посоветовал познакомиться с их опытом. Созвонились с отцом Михаилом, ведущим группы. Съездили друг к другу в гости, проводили общие собрания. Сейчас у нас сформировалась сеть православных обществ трезвости.
В нашей группе есть человек, который прошел 12-шаговую программу выздоровления, делится своим опытом. Очень помогает Туровская епархия.
Постоянно группу посещает человек 7-8, приезжают в том числе из ближайших городов, например, из Ельска. В Свято-Михайловском соборе висит объявление о работе группы «Преображение» - так нас находят. Другой рекламы нет, так что мы будем рады, если расскажете о нас в газете.
- А более молодые, 20-30 лет, не ходят?
- Таких нет. Во-первых, многие не знают о нас, во-вторых, в этом возрасте человек еще не созревает лечиться. Самая главная проблема в том, что мало кто хочет бросать. Никто не хочет терять удовольствие. А у алкоголика без спиртного каждый день психическая нагрузка, и она нарастает, в один прекрасный день срывает крышу. Если алкоголик перестал пить, а у него нет ни круга общения, ни Бога, он может с ума сойти. Очень многие людей, которые перестали пить, кончают жизнь самоубийством, потому что психика подорвана. Человек уже привык к удовольствию, поломал все: жизнь в семье, на работе. Раздражение, злоба и страхи разъедают его, он уходит в дичайшее уныние. Это очень серьезная проблема: без поддержки родных, друзей или группы взаимопомощи трезвеющему алкоголику очень тяжело справиться с грузом психологических проблем.
Мы все в группе братья и сестры. Как я могу осуждать другого, если я был еще хуже, чем он? Не бывает, что ты приходишь в группу и становишься трезвым – воцерковляться очень сложно, нужна самодисциплина. А какая самодисциплина у алкоголика?
«Думала, что алкоголики – это просто плохие люди»
Валентина делится своей историей:
- Михаил говорил, что нужна поддержка. Я сужу по себе: поддержка точно нужна. В нашем обществе еще нет понимания, что алкоголизм – это болезнь. Я сама впервые об этом услышала в 61 год! Сейчас мне 62. Я думала, что алкоголики – это просто плохие, низко павшие люди, которые просто позволяют себе пить.
Зачем мне нужна группа? Чтобы я могла прийти и рассказать, что меня мучает, что я чувствую одиночество, потому что отпали все так называемые «друзья». Когда я рассказываю об этом просто знакомым, даже своему мужу, они смотрят с недоумением. Наше советское общество были атеисты – их пожалеть стоит. А группа нужна для того, чтобы поддержать алкоголиков, людей с нарушенной нервной системой. Мы как семья. Слава Богу, что нам так повезло – у нас и священник свой есть.
В нашем уставе есть пункт, который мне очень нравится – он о том, что те, кто хочет выздороветь от алкоголизма, должны быть в первую очередь честны с самими собой и с другими. Такое стихотворение есть – «Сколько их упало в эту бездну». Сколько раз я сама падала в эту бездну… Сначала не замечаешь – ну выпила немного. Сама не заметила, как с годами превратилась в другого человека. У меня дети, внуки, семья – нельзя пить, я себя роняю перед ними. Прекрасная семья. Когда я была трезвая, я это понимала. Одну рюмочку, еще одну – это самообман. Потом уже ничего не помнишь, три дня пьешь, неделю… Больше организм не выдерживает. Оглядываясь назад, понимаю, что никакого удовольствия не получаешь, вот в бездну бы эту кануть, в забытье. Говорю о себе, но таких, как я, много. Чем больше я пила, тем больше не помнила, что было. А потом просыпаешься и думаешь: «Что я делала?» От таких мыслей можно попасть в психушку. Могла что угодно натворить – Господи, спасибо, что уберег. Вспоминаешь: «Сколько ж денег пропила?» - и не знаешь, где те деньги.
Каким я алкоголиком была? Алкоголиком-одиночкой. Нас таких много, особенно среди женщин. В обществе стараешься не напиваться, а домой тянет, и там за бутылку. В последние годы было давление страшное – за 200. Я знала, что умру. Как говорит наш священник, бороться с алкоголизмом – это как быть на войне, и война наша не кончается.
После каждой пьянки надо налаживать отношения с мужем, с детьми, с внуками, с невесткой… Иду к сыну в гости – это мне как гору перелезть. Были остатки человеческого сознания, совесть говорила, что так делать нельзя. Муки совести – это страшнее всего. Но я тогда не знала, что это муки совести. У меня прекрасная семья, никто не обижал, наоборот – я им столько зла принесла, и своим родителям покойным… Я все знала и понимала. Обещала, что пить не буду – а в глубине души знала, что вру. Чуть-чуть, сто грамм – и пошло-поехало, не надо ни детей, ни внуков. Желание выпить было сильнее всего.
Первый раз я закодировалась на три года. Кодировку полностью выдержала – боялась. Вторую и третью – уже нет, и поняла, что врачи, которые ездят кодировать, мне не помогают. Потом на работе услышала от одной женщины, что в Украине есть священник отец Александр Катюжанский, он помогает алкоголикам. Приехала к нему. Муж посадил в машину и повез. Отец Александр Катюжанский рассказывал, что сам раньше был «свободных нравов». С ним пообщаешься – и помогало. Но моя ошибка была в том, что я приняла помощь отца Катюжанского – и решила, что больше ничего делать не придется. В церковь ходила раз в полгода. Думала, одного раза хватит, чтобы вылечиться, а без труда ничего не бывает. Молитву прочитать, сделать доброе дело… Я не знала этого, сознание было как за занавесом. Поехала к нему и второй, и в третий раз – а потом в 2020 году случился кризис, границы закрылись. Я очень хотела снова поехать к отцу Катюжанскому, свой обет не пить, который давала во время последнего посещения, не выдержала, снова сорвалась.
Человек, которому я безгранично верю, подсказал, что в Мозыре есть группа взаимопомощи алкоголикам. Откровенно скажу, шла с мыслями просто посидеть и убедиться, что там ничего интересного нет. Сходила пару раз – потом заболела коронавирусом, лежала в больнице. И курить после этого не могла: в груди жгло. Осталось чувство страха: сейчас закурю и снова дышать не смогу. Опять пошла на группу, хоть и не верила – но втянуло, стала ходить постоянно. Если будете писать статью, поблагодарите нашего епископа, он очень многое делает для нашей группы. Не пью уже год и два месяца.
«Неужели это чудо совершилось со мною?»
Михаил не удивляется, почему Валентина смогла бросить пить. Дело в том, что она погрузилась в изучение темы с головой – именно так и нужно.
- Если люди приходят и чтобы делать любое дело, надо вникнуть в тему. В православном обществе нам помогает таинство. Я не знаю, почему я бросил пить – просто пошел по схеме. Человек преобразуется постепенно, а чтобы это происходило, нужно ходить на собрания, читать молитву, приходить в церковь на исповедь и причастие. Валентине интересно все в православной вере, она так горячо вникает в православие! Я ее понимаю, прошел тот же путь: сейчас я не так люблю почитать русских классиков, Достоевского, как жития старцев. Ты накапливаешься этим состоянием, оно в душу заходит – и из тебя уходит все плохое. Воровать уже стыдно – совесть не позволяет. Как сказал наш епископ, грубые грехи как шелуха опадут, а тонкие грехи, такие, как осуждение, уходят постепенно. Как сказал наш священник, за чем пришел, то и получишь: кто приходит в группу за выздоровлением, тот его и получает.
- Трезвость как-то незаметно пришла. Я до сих пор спрашиваю себя: неужели это чудо совершилось со мною? – удивляется Валентина. - Послушайте, дорогие женщины, не бойтесь ничего. Я была последней алкоголичкой, с собой не справлялась. И раньше не отрицала Бога, но в 61 год пошла в церковь, и я считаю, что это чудо, мне помог Бог. И очень много чудес происходило, когда молилась Богу. За что мне такая милость, последней алкоголичке? А для Бога важен каждый человек, поэтому он помогает. Раньше с головой поникшей ходила, а сейчас минуты бывают – хочется будто под музыку идти, легко и свободно. Священник сказал: ты теперь солнышко, от тебя лучики. За год наладила отношения с родными людьми, и такая радость, что ты не пьешь! В Евангелие Бог говорил, где двое, там я. Так мы у нас в обществе друг друга поддерживаем.
Если вы хотите присоединиться к группе «Преображение», звоните Михаилу: +37529 236 25 65.
Записала Елена Мельченко.
Фото носит иллюстративный характер.