Искреннее желание помочь
Поисково-спасательный отряд «Симуран» зарегистрирован в Гомеле, а действует на территории всей области. Волонтерские штабы есть во всех крупных районных центрах, в том числе в Мозыре. Руководит мозырскими волонтерами Дмитрий Руденок.
Отряд – общественное объединение, оно основано только на деятельности волонтеров. Соответственно, все финансовые расходы ложатся на плечи волонтеров: за свои средства покупаются необходимые вещи, спецодежда, фонари, радиостанция и другие вещи.
Дмитрий по профессии электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Работает на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе уже несколько лет. В волонтеры «Симурана» пришел после того, как узнал о пропаже коллеги, это было в 2018 году.
- Тогда я работал в другой организации, имевшей филиалы в разных городах. Мой коллега из Житковичей уехал на рыбалку и пропал. Так до сих пор не нашли. Я увидел ориентировку поискового отряда, заинтересовался и начал искать информацию в интернете. В группе ПСО «Симуран» увидел пост-приглашение в волонтеры. Я оставил комментарий, со мной связался координатор гомельского отряда, пригласили на учения в Гомеле: рассказывались основные принципы поиска. Сперва ездил на поиски вместе с гомельчанами, со временем собралась команда единомышленников из Мозыря, решили создать группу, в которую вошли волонтеры нашего города, а также Калинковичей, Наровли и других ближних городов, - рассказывает Дмитрий.
Мозырский отряд в среднем насчитывает 30 человек, состав постоянно меняется. У кого-то ожидания не совпадают с реальностью. Волонтеры преодолевают многие километры пешком, часто в труднопроходимой местности, а еще тратят на средства, облегчающие поиск, собственные деньги.
- Иногда люди желают участвовать и спрашивают, сколько за это заплатят. Не все знают значение слова «волонтер» -- это человек, который работает безвозмездно. Кто-то оказывается физически не готов проходить целую ночь по лесу.
- А что еще приводит в волонтеры? Тяга к героизму?
- Иногда человеку кажется, что в отряде не хватает только его, и поэтому людей не находят. А вот он придет в отряд и сразу всех найдет – но реальность немного иная. Есть сталкеры, диггеры, которые тоже идут в волонтеры, чтобы заодно смотреть интересные нехоженые места, ведь поиски проходят даже в зонах отселения. Ну а в основном людьми движет искреннее желание помочь.
Если люди хотят помогать, говорит Дмитрий, для них найдется работа и без выходов на поиски. Например, у них в отряде есть мамы-декретницы, которые работают в интернете: составляют и рассылают по территориальным пабликам и сайтам ориентировки.
По грибы, на заработки или за приключениями
«Горячий» сезон у поисковиков совпадает с тем же у любителей лесных даров. Человек идет в лес за грибами и может заблудиться. Пожилые люди при этом переоценивают своё физическое состояние и неправильно рассчитывают силы на возвращение. Были случаи, когда из дома уходили люди со старческой деменцией, болезнью Альцгеймера. Чтобы привлечь к поискам волонтеров ПСО «Симуран», надо сначала обратиться в милицию, чтобы зарегистрировали пропавшего человека. Исключение – если человек в лесу с явной угрозой для жизни (он на связи и сообщил, что получил травму или чувствует ухудшение состояния). Пока родственники занимаются соблюдением формальностей, группа, чтобы не терять время, готовится к выезду.
На поиски пропавших волонтеры выходят круглый год. Иногда приходится искать детей, убежавших из дома из-за ссоры с родителями или по другой причине. Часто они просто где-то отсиживаются, например, у друзей.
Ищут даже людей, которые уезжают на заработки и не возвращаются – находят в основном благодаря ориентировкам.
- Человек потерял работу, был обманут и остался без денег. Стыдно просить о помощи, проще махнуть рукой и остаться бродяжничать. А родственники в это время бьют тревогу, - рассуждает Дмитрий. – Ориентировки распространяем в местных пабликах, в кругах гастарбайтеров. Кому-то высылаем деньги для возвращения домой.
Искать людей – непростая задача
Особенно сложно, если человек заблудился в лесу, в непогоду. «Идеальный лес – три сосны, но в таких лесах никто не теряется». Люди чаще пропадают в труднопроходимых заболоченных местах.
Не всегда удается поехать на поиски: нет транспорта. Нужно, чтобы кто-то помог добраться до места начала поисков или хотя бы заправить машину. Спонсоров мало. В социальных сетях размещают просьбы о помощи – кто может, тот и откликается. К тому же у многих волонтеров есть семьи, которые требуют внимания: в нерабочее время приходится разрываться между поиском пропавших и личными делами.
Пропавших находят в разном состоянии: кто-то испуган или изможден. Хорошо, что живой. Сердце сжимается, когда видишь ориентировки с черной надписью: «Найден. Погиб».
- Находить мертвых доводилось в составе группы. Недавний случай был в августе, в Калинковичах: мужчина ушел из больницы, ему было около 50 лет. Почувствовал себя лучше и решил пойти домой. Дорога пролегала через лес, он понял, что заблудился, и ему снова стало плохо. Успел позвонить и сказать, что, не находит дороги. Мы обнаружили его около 22.00 того же дня – уже без признаков жизни, -- вспоминает мой собеседник. - В таких случаях очень тяжело общаться с родственниками. Мы не говорили им местонахождение тела, пока не отработает экспертная группа РОВД. Сами ничего не делаем, просто обозначаем место и сообщаем милиции – мало ли, вдруг смерть носила криминальный характер.
- Что вы чувствуете, когда находите пропавшего мертвым?
- Сожаление. Может, если бы раньше начали поиски, могли найти человека в живых.
Предел мечтаний - тепловизор
На поисках не используется специфическая экипировка. Только удобная теплая одежда. Новичков первым делом предупреждают, что обувь должна быть удобной – чтобы потом не пришлось вместо поисков эвакуировать волонтера. Если поиски ведутся в ночное время, используют светоотражающие жилеты и накидки, мощные фонари, портативные радиостанции для общения с другими группами и внутри своей группы.
Волонтеры выстраиваются в цепь и одновременно прочесывают лес. В случае остановки одного человека (завязать шнурок, сходить в туалет) останавливается и ждет вся группа.
Как дополнительное средство поиска используют квадрокоптер. Предел мечтаний – тепловизор. Сейчас волонтеры собирают средства на покупку этого прибора. Реквизиты, куда можно перечислить деньги для поддержки – в группе «Вконтакте» «Поисково-спасательный отряд «Симуран» Мозырь».
- Как-то в Бобруйске искали трехлетнего мальчика, было лето. Дети гуляли во дворе, родители находились в доме, а выйдя, обнаружили пропажу одного ребенка. Сначала искали сами, потом обратились в милицию. На поиски приехало около 200 волонтеров, - рассказывает Дмитрий Руденок. - Поступила информация, что нашли след мальчика. По следу отправилась группа, в составе которой был охотник с тепловизором. Благодаря тепловизору и нашли ребенка: он устал и лег спать под деревом. Было около 3 ночи. Не факт, что невооруженным глазом заметили бы спящего под деревом маленького мальчика, просто прошли бы мимо. Все обошлось, ребенок здоров и передан родителям. В 3 года дети вряд ли отдают себе отчет, что в лесу может быть опасно. Что можно получить переохлаждение, встретить диких зверей или банально – одичавших собак.
Если потерялись…
Когда вы идете в лес, всегда думайте, что будете делать на случай, если заблудитесь. Телефон должен быть хорошо заряжен, хорошо, если с собой есть портативное зарядное устройство. Если вы заблудились, постарайтесь определить заметные ориентиры (линии электропередач, например), позвоните по номеру 112, 101 или 102, либо родственникам, и сообщите, что заблудились, расскажите об ориентирах. В дальнейшем не отходите далеко от этого места. По возможности разведите костер. Если до наступления темноты вас не найдут, то костер поможет обезопасить себя от переохлаждения и диких зверей. Если не получается развести костер, а рядом есть подходящие деревья, то можно залезть на дерево, чтобы быть дальше от холодной земли.
Чаще пропадают мужчины. Статистика
В ПСО «Симуран» поделились статистикой за 1 полугодие текущего года. Со всей Гомельской области за это время поступило 97 заявок на поиск пропавших. 62 человека найдены живыми, 17 – найдены погибшими, 18 человек еще не найдены. По месту пропажи: 72 человека в Беларуси, 24 в России, 1 в Украине. По возрасту: 60 пропавших – в возрасте 31-60 лет, 14 – старше 60 лет, 11 – от 18 до 30 лет, 7 – от 11 до 17 лет и 5 человек – 0-10 лет. Большинство пропавших – мужчины: 66 человек, женщин 31. Больше всего заявок на поиск поступило в июне – 22, а в январе было 20 заявок. Меньше всего заявок – в мае: 11.
Елена Мельченко.
Фото: ПСО «Симуран» Мозырь.